Тедеев Александр Христофорович, старший научный сотрудник Института образования взрослых Петровской  академии наук и искусств, выступил на I Международной конференции по антитеррористическому образованию взрослых на тему "Террористический лохотрон".
 
В основе любых разновидностей “лохотрона” лежит одна и та же универсальная технологическая схема, суть которой заключается в умении манипуляторов переключать внимание игроков с объектов и процессов, представляющих действительный интерес, на объекты и процессы отвлекающего характера. Схема эта, как показывает практика, вполне приложима и к политическим играм. Мы видим, в частности, как внимание политических игроков усиленно отвлекается на “международный терроризм”, под которым предлагается понимать любое противоправное использование насилия для достижения определённых политических или социальных целей (Чигирев Виктор Анатольевич, 2009).
Почему данное определение международного терроризма представляется нам “лохотронным”?
Общественной жизни, начисто лишённой насилия, не бывает уже потому, что
эгоистические устремления отдельных индивидуумов или их сообществ приходится сплошь и рядом подчинять общественному интересу. В этом смысле можно говорить о “правовом использовании насилия”, где “право” выступает в роли инструмента наведения общественного порядка. Но в наведении общественного порядка, устраивающего всех, “право” тоже не всесильно, поскольку является не более чем  “юридически санкционированной силой”, – что означает: кто сильнее, тот и устанавливает выгодные для себя “правила игры”. Не удивительно поэтому, что “международный правовой порядок” оказывается сплошь и рядом несправедливым, а, значит, вызывающим ответную реакцию на него в форме социальных, национальных и прочих протестных движений. В этом смысле можно говорить о “противоправном использовании насилия в целях восстановления общественного порядка”. При этом обе формы насилия, и “правовая”, и “противоправная”, своим органическим взаимодействием и образуют смыслообразующий стержень того явления, которое принято называть “общественно-историческим развитием”.
Естественно, что если это взаимодействие заменить “монополией” на какую-либо одну из двух указанных форм насилия, то это будет означать, что система сдержек и противовесов нарушена и мир обречён на бесконтрольное, ничем уже не сдерживаемое насилие со стороны “монополизатора”. Что, в свою очередь, вызовет стихийную, непросчитываемую и потому вдвойне опасную ответную реакцию “обиженной” стороны.
Сегодня сильнее всех в мире та сторона, которая называется “золотым миллиардом” и которая, действительно, отличается необычайно высоким уровнем своего материального благосостояния. Благосостояние достигнуто за счёт неэквивалентного товарного обмена со странами всего остального мира, что вызывает недовольство этих стран, принимающее не всегда правовую форму. Однако благодаря своей экономической и военной мощи первая сторона установила выгодные для себя “правила игры в права и свободы”, включив в эти правила и необходимость их защиты от недовольных (от голодных и бесправных).
Монополизировав таким образом право на насилие, она предпринимает всевозможные меры для того, чтобы закрепить его за собой в глазах  

 

Как отмечает Юнацкевич Петр Иванович, нравственность, если она искренняя – это абсолютно беспроигрышный козырь в той политической игре, где ставкой является поддержка общественности, симпатия миллионов людей. И это та единственная общепризнаваемая ценность, которую можно противопоставить лицемерной (в силу её сознательной односторонности) идеологии прав и свобод личности на самых высоких уровнях международного сотрудничества.

 

© 2021 Институт нравственной культуры.

^ Наверх