НАЧАТА РУБРИКА академиком Международной академии социальных технологий (МАС) Валерием Павловичем Яковлевым 21.03.2013г. ( 12:32) на сайте Института образования взрослых Международной академии социальных технологий, продолжение статьи - 07.04.2013. Рубрика продолжается!!! Берётся новое интервью!

В статье использованы дневники военных лет красноармейца Павла Григорьевича Макарова ( 1942г.) , музыканта, скрипача, миномётчика.
Итак, меня определили в 1235-й Харьковский эвакогоспиталь ( г. Бийск)…. Ко мне, в палату №25, пришла молодая красивая девушка. Мы познакомились. Её звали Розой, она работала в канцелярии госпиталя. Она записала нужные ей сведения, обещала купить мне щётку, порошок и мы расстались друзьями. На следующий день она пришла в сопровождении группы девушек, проходивших практику медсестёр.  

 

Несмотря на мои протесты , они обрезали мне на ногах и руках ногти , парикмахерша остригла волосы и побрила. В общем , привели меня в полный порядок. Роза принесла мне интересную книгу и зубную щётку ,порошок. Узнав , что я музыкант , она изъявила желание учиться музыке. Я пообещал ей помочь , когда мне будет лучше. Дела у меня быстро пошли на поправку. Меня уже не удовлетворяла одна книга. Узнав , что я умею играть на мандолине, сосед по койке , здоровый детина , но совершенно глухой , притащил мне мандолину и гитару. Я не заставил себя долго ждать и скоро палата №25 заполнилась залихватскими « страданиями ». Он же достал мне и балалайку и скоро у меня на тумбочке образовался склад из музыкальных инструментов. Как то я услышал звуки скрипки , доносился какой-то вальс, но играли плохо. Я попросил , чтобы мне принесли её. Через пять минут скрипка была уже у меня в руках. Сколько времени я не держал её в руках , мои огрубевшие руки , отмороженные от мин и морозов плохо слушались. Я неуверенно провёл смычком , настроил и сыграл «Страдание». Пальцы быстро «вспомнили» прежнее и я увереннее нажимал на смычок. Весть о том , что в первом отделении появился скрипач , облетела весь госпиталь и долетела до начальника клуба , комиссара и начальника госпиталя. Теперь у меня в палате вечно было много желающих послушать скрипку. Пришлось специально назначить время , когда можно её послушать. Получил приглашение от безногого баяниста , чтобы поиграть вместе. Начал понемножку ходить по коридору , всё лучше и лучше , аппетит улучшился. Через несколько дней начальник клуба сказал мне , что 28 января намечается концерт художественной самодеятельности и мне нужно будет что- либо подготовить для выступления. Я осторожно намекнул ему , что неплохо бы достать кое-какие ноты. Казалось , что он этого и ждал. Пообедав , обещал всё сделать к завтрашнему дню. После этого он ушёл , оставив меня в глубокой задумчивости. Мне было что-то не по себе, непонятная радость и тревога нарушила мой покой. Вечером пришла Роза , принесла скрипку и книгу. Скрипка оказалась немного лучше моей , но я уже не мог её выпустить из рук. Она пришла ко мне на обещанный урок. Спустившись вниз в клуб на сцену , я приступил к первому уроку. Однако , как я заметил , ей совсем было не до урока…. Глаза её то и дело встречались с моими и пунцовые щёчки горели пылающим огнём. Однако , я не показывал и вида и как заправский педагог, требовал от неё, сердился , кричал. Она смущалась , краснела ещё больше. Я знал истинную причину этого , но делал вид , что не замечаю ничего. Дав ей задание на дом , я закончил официальный урок и мы начали беседовать по душам…. Признаться, она и самому мне нравилась . Она была недурна собой. Сидя за пианино , наши головы нечаянно ( или нарочно) коснулись друг друга и не успел я что-либо сообразить , как горячий поцелуй обжёг мне щёку.С быстротой молнии Роза сорвалась с места и ,забыв скрипку, убежала. В этот вечер она больше не показывалась. Как оглушённый , я сидел ещё минут пять , боясь нарушить молчание Я ещё не мог сообразить , что ещё произошло потом ,осторожно огляделся по сторонам ,не видал ли кто и убедившись, что всё в порядке, взял скрипку и заиграл Serenade - « Вечернюю серенаду » Франца Шуберта – гениального австрийского композитора . Я играл , погружённый весь в думы о только что происшедшем. Сердце моё сладко замирало , от души лились мои звуки на скрипке. Я был счастлив…На другой день начальник клуба познакомил меня с пианисткой. Она принесла свои ноты : вальсы и мазурки Фредерика Франсуа Шопена – композитора – виртуоза , педагога – автора многочисленных произведений для фортепиано , крупнейшего представителя польского музыкального искусства. Я выбрал всё же песню Шуберта ‘’Standchen ''из сборника '' Schwanengesand '’ (''Лебединая песня '', 1828 ) , сказав , что буду её готовить. Договорились на следующий день встретиться вечером и порепетировать. Она работала в госбанке кассиром. Я потребовал от начальника клуба , чтобы он пригласил настройщика настроить пианино.
И вот я готовлюсь к концерту , репетирую с ней. Я хочу сыграть как следует , но я слишком ещё слаб , едва держусь на ногах. С Розой ещё провёл два урока , не показал и виду о происшедшем и на её вопросительный взгляд отвечал официальным тоном учителя. Я видел , что она мучается , мне было жаль её , но решил держать свою роль до конца.
И вот наступило 28 января - мой день рождения , мне исполнилось ровно 20 лет. Концерт прошел очень хорошо. Правда , играя , я чуть было не упал со сцены от слабости. Cкетч ( короткая эстрадная пьеса шутливого содержания) также прошёл замечательно. В общем , всем днём я остался очень доволен. Роза не отходила от меня , это заметили все и я невольно сделался предметом острых шуток и взглядов. Однако я не обращал внимания…К Розе я чувствовал большое влечение , но по-прежнему держался с нею официально , холодновато.
Февраль вступил в свои права. С пианисткой я больше не встречался , потому что она вечно была загружена работой. Однажды после обеда нам объявили , что будет концерт. Начальник клуба почему-то посмотрел на меня и загадочно улыбнулся. Концерт открыли ученики « бийской» школы. Я рассеянно слушал детские голоса и вдруг объявили соло скрипки : романс “ Ночь'' Антона Григорьевича Рубинштейна для скрипки и фортерпиано в обработке Г.Венявского. На сцену вышла девушка в коротком до колен платье , на вид ей было лет 15… .И запела скрипка …. Мне было достаточно услышать первые звуки , чтобы определить, что передо мной играл не просто скрипач – любитель , а настоящий музыкант. Только хороший музыкант мог передать всю красоту и чувства мелодии Рубинштейна… Я не мог дождаться конца концерта…, чтобы лично выразить свою благодарность юной исполнительнице.
После концерта девушка сама спрыгнула со сцены, подошла ко мне и сразу затормошила меня , весёлая и жизнерадостная… Я растерялся , не зная , что и сказать. Ей уже сказали про меня…Она продолжала меня тормошить , без умолку расспрашивала и , не слушая ответа , щебетала, как птичка… Я был как пень перед ней. Наконец буркнул , что играл когда-то « Мелодию» П.И.Чайковского ( Pyotr Ilyich Tshaikovsky Meloly )…Она только этого и ждала…Опять град вопросов совершенно обескуражили меня и запутавшись , я окончательно растерялся…. Мало по-малу , мы разговорились. Оказалось, что, она эвакуирована из Москвы , училась перед войной на втором курсе консерватории по классу профессора Борисовского В.В., который в своё время обучался на скрипке у М.И.Пресса и Р. Поллака. Тогда мне стало всё ясно. Оказалось , что мы почти с ней одногодки и звать её Злата. Я первый раз встречаю такое странное имя. Мы договорились встретиться на следующий день…. Она принесла мне ноты , среди них «Мелодию» П.И. Чайковского и др. Она взяла надо мной шевство , сказала , что будет следить за мной , за моими регулярными занятиями. Она приносила с собой дуэты Мозаса и я с наслаждением играл эти прекрасные мелодии. Начали даже готовить один номер к концерту. В жизни моей в госпитале наступил новый период . Злата для меня стала источником вдохновения , а поэтому дела мои быстро пошли на поправку. В госпитале уже знали об этом. Одни радовались за меня, другие просто завидовали , иные загадочно улыбались. Начальник клуба , начальник госпиталя и комиссар были отнюдь не против сближения. Наоборот , они всячески поощряли это. И только , странное дело , одна жена комиссара , библиотекарша , была явно недовольна этим. Почему , не понятно! Вокруг нас уже начал формироваться кружок художественной самодеятельности. Я выявил отдельных музыкантов среди больных , баянистов , гитаристов и мы начали репетировать,. Она стала постоянным аккомпаниатором, а Злата – музыкантом- скрипачом. Оркестр таким образом состоял из двух скрипок , трёх баянов , четырёх балалаек , четырёх гитар , двух мандолин и пианино. Состав оркестра был самый подходящий , нашлись и танцоры , и певцы , и солисты. Комиссар и начальник клуба потирали руки. Наша самодеятельность обещала быть лучше всех по городу. Со Златой мы подружились ещё больше. Дошло до того , что я уже не мог без неё быть. Иногда я задавал себе вопрос . Что это-? Я влюбился или что…. Пришлось сознаться . что да , влюбился ! Злата платила мне такой же взаимностью , хотя мы ещё ни в чём не объяснялись…. Мы прекрасно знали , какие у нас чувства по отношению друг другу. Наша дружба крепла , а с нею и пришла и любовь.
Роза по-прежнему брала у меня уроки , но что-то сильно нервничала. Я догадывался , что она ревнует меня к Злате. Злата тоже это прекрасно понимала и это было ей тяжело. Однако они крепко сдружились. Роза через Злату доставала в городской библиотеке хорошие книги для меня. Я всегда был всем обеспечен.
  Приближался праздник Красной Армии. Мы готовились к нему. К нам должны были приехать шефы с подарками . Уже перед праздником , Злата, , идя с репетиции , забыла на пианино свои перчатки….Мы в это время сидели за пианино с Розой и разговаривали. Я незаметно для себя обнял её , она крепко прижалась ко мне , кровь заиграла во мне. Сзади раздался голос… Мы быстро обернулись, передо мной стояла Злата… В глазах стояли слёзы и немой укор…Я готов был провалиться сквозь землю….Быстро взяв перчатки , она ушла , ни сказав ни слова… Я совсем упал духом , даже поднялась температура. На следующий день она не пришла. Роза передала мне записку от Златы , в которой она сообщила , что больна… Я же знал истинную причину её поведения… Как я ругал себя за неосторожность… Уже за день до концерта , она пришла на репетицию и нарочно села рядом с Сашей Фадеевым и вела со мной разговоры официального характера. Репетиция что-то не получалась и я отпустил ребят….Оставшись наедине , я спросил её , почему она на меня сердится. Я сказал ей , что не могу без неё…Я говорил правду ! Она внимательно посмотрела мне в глаза и прошептала : « А Роза ? ». « Нет », сказал я , покачав головой… Она бросилась ко мне, обняла , крепко прижала к своей груди…Кровь ударила мне в голову. Она быстро вскочила ,схватила скрипку и ,крикнув « Прощай», выскочила за дверь….Я бросился было за ней , но дорогу мне преградил комиссар….Роза, убедившись, что я люблю Злату, перестала меня преследовать. Они даже ещё крепче подружились друг с другом.

23 февраля в день Красной Армии, мы прослушали приказ Сталина , шефы раздали подарки. Мне достался узелок с пряниками, конфетами и носовой платок. Половину я съел , а половину приготовил для Златы. Вечером она пришла в новом белом платье. Я был совершенно ослеплён и был счастлив. Концерт прошёл исключительно с подъёмом.  

 

Академик МАС

В.П. Яковлев, Израиль

 

 

© 2021 Институт нравственной культуры.

^ Наверх