Печать

Навстречу празднику Песах. Пособие для любопытных

Валерий Заикин

                 ПЕСАХ - праздник весны и свободы.

        Великая суета в еврейском « королевстве»!! Близится, грядет большой праздник Песах, праздник Свободы!
! Из всех, непохожих друг на друга праздников, самый непохожий! А в жизни народа, – самый значительный!
  Хозяйки начинают к нему готовиться загодя.  За месяц, то и раньше начинается генеральная уборка дома. Законом Торы, скрупулезно исполняемым с давних времен, на все, что связано с хлебом и всем квасным, на семь дней накладывается полный запрет! ХАМЕЦ, то есть кислое тесто и все изделия из него, подлежит запрету: ни иметь, ни видеть, ни,  – тем более, - есть хамец правоверному еврею категорически
нельзя! Отсюда, стратегическая задача – вычистить все углы, до основания!.  Все закоулки, полки, шкафы, антресоли, все места, где могла ненароком скрыться от бдительного глаза хоть одна хлебная крошка !
Вот и стараются хозяюшки вычищать квартиры, выгребают весь накопившийся хлам, залежавшуюся одежду, а за одно, надоевшую мебель, (чего ее зря пылесосить?!)
   Все, - на мусорник, деликатно называемый вновь прибывшими в Израиль репатриантами «ВЫСТАВКА»! Клондайк для вновь прибывших!
   ( Как спасала «новых олим» эта ВЫСТАВКА  в первые месяцы абсорбции в Израиле!!!  Обставлялись взятые на съем  пустые помещения, одевались дети, собиралась электро- и радиоаппаратура! То там, то тут слышалось:
   - Слушай, шикарный диван! Откуда?
   - С выставки!
 
   - Приволок  вчера с выставки компьютер -  прекрасно работает!
   
- Ты плакал за своей библиотекой! Ты посмотри,  какие книги выставлены, ты за ними всю жизнь гонялся!!!).

Чем ближе праздник, тем выше ажиотаж! Коммунальные службы едва спасаются от цунами мусора!
  В двойную нагрузку работают хлебопекарни: светский народ набивает холодильники буханками, запасаясь впрок хлебом на неделю…  Хозяйки кашируют кухонную утварь, надраивая до блеска металлическую посуду, ножи, вилки, кто посостоятельнее, покупает все новое в огромных количествах: на первый пасхальный вечер соберется вся огромная семья, от бабушек до правнуков, а то и праправнуков!
           - Соня, дочка,  так мы вас ждем на СЕДЕР! Всей семьей!
           - Ой, мама, нас не будет, ты извини!
           - А шо такое будет, что вас не будет!
           - Мы едем в Америку!
           - Шо вы там забыли в той Америке? Абаму?
           - Нас пригласил Боря, Семин друг!
           - Это тот Боря,  с которым мы ехали с Одессы? Он же жил в Хайфе!
           - Жил! А сейчас в Бостоне!
           - Он еврей, или он не еврей? Он на Песах должен быть в Израиле! И у нас за столом!
           - Мама, он был еврей, сейчас американец!
           - Не морочь мне голову, еврей и в Африке еврей! И должен подняться в Песах в Иерушалаим!
             Пусть берет самолет, и летит сюда, скажи - я сказала!

   И летят, летят правоверные евреи со всех концов света на ПЕСАХ в Израиль. Стена Плача (Восточная стена у разрушенного Храма для правоверного еврея, – как Мекка для мусульманина), хоть раз в год, но посетить надо! А в Песах – особая честь!
  Вот и гудит аэропорт Бен Гурион, как шмелиный рой! Роль шмелей исполняют ортодоксы, с каждым рейсом заполняющие залы…  В традиционной черной униформе: высокие шляпы, длиннополые сюртуки, американцы – в бриджах и черных чулках, рослые молодые парни с спиралью закрученными пейсами вышагивают журавлиным шагом, высматривая поверх голов встречающих их родственников…
   А из Израиля, накопив отгулы и часть отпусков, и присовокупив их к праздничным дням, как брызги во все стороны летит в Европу, в СНГ, в Америку светский люд: ПЕСАХ, большие каникулы!

Но вот обследованы все углы дома со свечей в руках, вынесены во двор и торжественно сожжены последние десять кусочков хлеба, и громко, в слух, заявлено, что от прав на  хомец, который не дай Б-г, не обнаружен, владелец отказывается публично!! Даже подписан главным раввином Израиля символический договор о продаже знатному арабу всего, что связано в стране с хомецом: нет его в собственности Израиля!
  Наступает вечер СЕДЕРА.
СЕДЕР – в переводе, «порядок». Порядок проведения пасхального вечера расписан по пунктам  «от и до», как воинский устав!
   Раздвинуты на всю длину столы в домах, в виллах, в залах Торжеств, в клубах и палатках для малоимущих. В центре стола  - большое блюдо, КЕАРА, разделенное на шесть секций…  На каждой – свой символ (и каждому есть объяснение!): яйцо, крыло от курицы, кусочки хрена, овощи, тертый хрен, и особая смесь  (тертые яблоки, орехи, корица, пряности) под названием ХАРОСЕТ.  Последний знаменует «глину», из которой евреи лепили кирпичи для строек  фараона, будучи в рабстве…
    Но рядом с КЕАРОЙ -  главный символ всего праздника ПЕСАХ – МАЦА! Она скрыта под салфетками, три пластинки – священники, левиты, евреи, все вместе – народ!
                                                                                  Маца; (в русской традиции — опресноки) — лепёшки из  теста, не прошедшего ферментацию (в отличие от «квасного», хамец); единственный вид хлеба, разрешённый к употреблению в течение еврейского праздника Песах. Как гласит традиция, в спешке собираясь бежать из древнего Египта, еврейские семьи не успели заквасить тесто, и пекли на солнце пресные ломкие лепешки, напоминающие сегодня дела давно минувших дней!
   Об этих делах и повествует АГОДА, ( повествование, сказ), которую держит в руках старейшина застолья…  Звучат благословения Всевышнему, выведшему предков из Египта, и вопросы, адресованные детям, да и всем присутствующим:
              «Чем эта ночь отличается от всех других ночей года?
                В другие мы едим квасной хлеб и мацу, в эту – только мацу.
                В другие едим всякую зелень, в эту – только горькую!
                Только в эту ночь мы макаем зелень в соленую воду ! (В наши слезы)
                В эту ночь едим, только облокотившись! (« Развалившись» как   свободные люди!)»

Долгий рассказ идет о днях рабства в плену у фараона, о подвиге предводителя Моше (Моисея), требовавшего у того «отпустить народ», о десяти знамениях - наказаниях фараону («десяти казнях египетских») от Всевышнего, за отказ дать евреям свободу… Лишь самое страшное, гибель первенцев, заставило фараона отступить ( помеченные дома евреев Всевышний  ПАСАХ, в переводе - «пропустил», откуда и имя праздника)… Тут и начался Исход, вершиной которого было получение Торы, заповедей у горы Синай.
      Гости едят горькие травы, чтобы почувствовать горечь рабства, а значит,и сладость свободы.
   Выпивают четыре бокала вина, за освобождение, которое было даровано евреям, и за освобождение, которое еще произойдет в дни МАШИАХА (Мессии). На столе стоит бокал для пророка Илияху (Илии), которого ждут оставив дверь открытой. Появление в доме Илияху ознаменует скорый приход Мессии...
Для детей есть действие, которое они выполняют с огромным удовольствием!
В начале застолья ведущий трапезу разламывает одну из пластинок мацы и эту часть ("афикоман") гости прячут. Дети должны ее найти до конца вечера, и для завершения трапезы афикоман нужно у детей выкупить и съесть кусочек от него, поставив в еде точку!
  В течение пасхального вечера Сказание об Исходе из Египта сопровождают хвалебные песни Всевышнему, а завершается Пасхальный  Седер словами «В будущем году в отстроенном Иерусалиме», - словами многовековой надежды: настанет тот долгожданный год, когда воссоздастся Храм, разрушенный римлянами в 70м году.
   
   Первый день ПЕСАХА приходится на 15 нисана по еврейскому календарю. В этом (2016) году он начинается с первой звездой 22-го апреля.

                    Будьте здоровы и свободны, друзья,  а всех, кто празднует, - с наступающим! 

Торжественно встречают праздник  Песах
Евреи Брайтона, Торонто и Одессы!
Кругом сплошная кутерьма:
 от хлеба очищаются дома!
Поспешным из Египта был Исход,
В пустыне лишь мацою жил народ!
Евреи! Чтобы не терять лица,
Семь дней должна главенствовать МАЦА!
Прочувствуйте, как предки шли в пустыне, -
Унынья и тоски не станет и в помине!
И праздник Песах пусть напоминает,
Что Тору получили вы в Синае!
Не грех четырежды поднять бокал вина,
Есть, с Божьей помощью, у вас  теперь страна,
 Пусть Песах празднуем вдали мы,
Но! «В следующем году – в Иерусалиме!» 
Нравится