Печать
ЖАБОТИНСКИЙ  О  ЖЕЛЕЗНОЙ  СТЕНЕ
 
 
В этом году исполняются два юбилея выдающегося деятеля сионистского движения, титана еврейского возрождения первой половины ХХ века Владимира (Зеэва) Евгеньевича Жаботинского (1880-1940) – 140-летие со дня рождения и 80-летие со дня смерти. Жаботинский скончался в Нью-Йорке 4 августа, который по еврейскому календарю совпал в 1940 году с 29 днем месяца Тамуз. Поэтому в нынешнем году государственная поминальная церемония великого сына еврейского народа отмечалась на горе Герцля в Иерусалиме 21 июля. 
Поражает, как богато одарила Жаботинского природа многочисленными талантами, которые он отдал служению сионисткой идее воссоздания еврейского государства на земле Палестины. Литературное и публицистическое наследие Жаботинского огромно. Институт его имени в Тель-Авиве предпринял издание десятитомного собрания его сочинений, из которых уже вышло пять томов. Многие из его идей, касающихся вопросов арабо-еврейских отношений, не потеряли своей актуальности до нашего времени. Я предлагаю вниманию читателей одну из важнейших статей Жаботинского  под названием «О железной стене» (Мы и арабы), опубликованную в 1923 году. Статья дается с небольшими сокращениями.
 
…Автора этих строк считают недругом арабов, сторонником вытеснения и т.д. Это неправда. Эмоциональное мое отношение к арабам  - то же, что и ко всем другим народам: учтивое равнодушие. Политическое отношение -определяется двумя принципами. Во-первых, вытеснение арабов из Палестины, в какой бы то ни было форме, считаю абсолютно невозможным; в Палестине всегда будут два народа. Во вторых – горжусь принадлежностью к той группе, которая формулировала  Гельсингфорскую программу. Мы ее формулировали не для евреев только, а для всех народов, и основа ее – равноправие наций. Совершенно в другой плоскости лежит вопрос о том, можно ли добиться осуществления мирных замыслов мирными путями. Ибо это зависит не от нашего отношения к арабам, а исключительно от отношения арабов к сионизму.
 
О добровольном примирении между палестинскими арабами и нами не может быть никакой речи, ни теперь, ни в пределах обозримого будущего. Высказываю это убеждение в такой резкой форме не потому, что мне нравилось огорчать добрых людей, а просто потому, что они не огорчатся: все эти добрые люди, за исключением слепорожденных, уже давно сами поняли полную невозможность получить добровольное согласие арабов Палестины на превращение этой самой Палестины из арабской    страны     в страну        с еврейским большинством… «Только этого» сионисты и хотят, и именно этого арабы не хотят.
 
Потому что тогда евреи станут большинством, и тогда судьба арабского меньшинства будет зависеть от доброй воли евреев; а что меньшинством быть неудобно, про то сами евреи очень красноречиво рассказывают. Поэтому никаких недоразумений нет. Евреи хотят только одного – свободы иммиграции; а арабы именно этой еврейской иммиграции не хотят…
 
Многим кажется очень заманчивым следующий план: получить согласие на сионизм не от палестинских арабов, раз это невозможно, но от остального арабского мира, включая Сирию, Месопотамию, Геджас и чуть ли не Египет. Если бы это и было мыслимо, то и это не изменило бы основного положения: в самой Палестине настроение арабов по отношению к нам осталось бы  то же самое. Вывод: ни палестинским, ни остальным арабам мы никакой компенсации за Палестину предложить не можем. Поэтому добровольное соглашение немыслимо. Наша колонизация или должна прекратиться, или должна продолжаться наперекор воле туземного населения. А поэтому она может продолжаться и развиваться только под защитой силы, независящей от местного населения, - железной стены, которую местное население не в силах прошибить. В этом и заключается вся наша арабская политика…
 
На избитый упрек, будто выше изложенная  точка зрения неэтична отвечаю: неправда. Одно из двух: или сионизм морален, или он не морален. А если сионизм морален, т.е. справедлив, то справедливость должна быть проведена в жизнь независимо от чьего бы то ни было согласия или несогласия. Это не значит, что с палестинскими арабами немыслимо никакое соглашение. Невозможно только соглашение добровольное. Живой народ идет на уступки в таких огромных, фатальных вопросах только тогда, когда никакой надежды не осталось, когда в железной стене не видно больше ни одной лазейки. Только тогда крайние группы, лозунг которых «ни за что!» теряют свое обаяние, и влияние переходит к группам умеренным. Я верю и надеюсь, что тогда мы сумеем дать им такие гарантии, которые их успокоят, и оба народа смогут жить бок о бок мирно и прилично.
 
Но единственный путь к такому соглашению есть железная стена, т.е. укрепление в Палестине власти, недоступной никаким арабским влияниям, т.е. именно то, против чего арабы борются. Иными словами, для нас единственный путь к соглашению в будущем есть абсолютный отказ от всяких попыток к соглашению в настоящем.
 
Владимир (Зеэв) Жаботинский
 
 
Публикацию подготовил Вячеслав Давыдов
Нравится