Печать

ЖАБОТИНСКИЙ   О   РЕЛИГИИ

 

В этом году исполняются два юбилея выдающегося деятеля сионистского движения правого крыла, титана еврейского возрождения первой половины ХХ века Владимира (Зеэва) Жаботинского (1880-1940) – 140-летие со дня рождения и 80-летие со дня смерти. Поражает, как богато одарила Жаботинского  природа многочисленными талантами, которые он успел отдать служению сионистской идее воссоздания еврейского государства на земле Палестины. 

Литературное и публицистическое наследие Жаботинского огромно. Институт его имени в Тель-Авиве предпринял издание десятитомного собрания его  сочинений, из которых уже вышло пять томов. Тематика его статей, очерков и фельетонов очень разнообразна и практически касается всех сторон еврейской общественной жизни. В предыдущих выпусках газеты мы познакомились с высказываниями Жаботинского о любви и железной стене. В этом номере я предлагаю вниманию читателя его взгляды  на религию. Известно, что Жаботинский не был верующим человеком, хотя и  рос в семье, в которой мать (отца он потерял рано) строго соблюдала еврейские традиции и заповеди. Тем более, будет интересно узнать, как менялось отношение Жаботинского к религии на протяжении всей его жизни. Его высказывания по этому вопросу, до сих пор очень острому и злободневному для нашего общества, отражены в статье «Фундамент Новой сионистской организации» и разбросаны в его речах и письмах. Они даются с небольшими сокращениями. 

…Доселе в национальном движении в Израиле властвовали искренние, честные, прекрасные, заимствованные у блистательной эпохи освободительных войн прошлого века: «Религия – это частное дело», «Отделение церкви от государства». Но история развивается диалектически, и сегодня мы сталкиваемся  с необходимостью пересмотреть свое отношение и к этому вопросу. Изгнание церковников, отлучение их от власти было необходимо, но это привело к изгнанию Бога. Да, религия должна оставаться сугубо личным делом, в смысле твоего, моего, его мировоззрения. Тут должна быть сохранена полная свобода в традициях священного либерализма, святость которого пребудет вечно. Но далеко не «частный вопрос» - умерла ли традиция или она жива…

…Идея глубже: «укоренение святых принципов Торы в жизни нации». С другой стороны – эти «святости» – все из области этики, морали, -любой атеист из атеистов обеими руками за мораль, так зачем же религиозная «упаковка»?

Я думаю, что в этом вся суть спора. Тысячу раз можно преподавать моральные правила без всякой связи с Божественным. Так делал и я всю сознательную жизнь, но теперь я считаю, что правильнее всё же рассматривать основы этики как нечто, данное изначально и свыше, как нечто, недоступное разуму исследователя.  Не только из соображений обычной вежливости, ведь, в конце концов, Библия – это действительно наш первоисточник, и почему мы должны это скрывать? Но для меня – дело не только в желании возвратить Торе ее почетное место, я иду дальше. Я считаю, что нам необходим религиозный пафос сам по себе. Я не уверен, что возможно «укоренить» его в душах, быть может, это «врожденное свойство, нечто вроде музыкальных способностей. Но если б только появилось поколение верящих, я был бы счастлив…

…Божественный дух нельзя «насадить». Он не может прибегать к услугам полицейского или цензора. Этот Дух хочет завладеть сердцами и совестью, преодолеть сомнение, но – не запретить сомнения. Поэтому не может быть веры, традиции, Божества у общества, в котором не спорят именно об этих вещах. От этой своей убежденности – что истинной вере свобода совести и выражения мнений необходимы как воздух – я не отступлю и на волосок. Отступив от этого, мы причиним лишь вред религии и традиции… Мы намерены трудиться ради переворота в душах людей, переворота, который обратит души нынешних «вольнодумцев» к поискам правды в вечном источнике, имя которому – «наша традиция». Это не значит, что мы откажемся от современной науки или от мудрости Яфета, но мы постараемся показать, что источник всех истинных достижений науки в области этики, морали, исправления мира – в нашей традиции, и то, чему мы научились у других, не что иное, как толкования того, чему они сами научились у нас. Именно это я имел в виду, внося в предложенный мною в Вене проект слова «укоренение священных принципов Торы в жизни нации».

…Одно из двух: либо мы должны заявить, что еврейство – примитивная раса, лишенная всякой культуры, и пребывающая, с духовной точки зрения, в младенчестве, либо мы должны считаться с очевидным фактом, что библиотека нашей национальной культуры состоит на 95 процентов из книг «религиозных», и лишь на 5 процентов – из «светских». Почти все ценности в области философии, этики, социальной справедливости, которыми мы обогатили мир и ради которых восходили на костер, - все они или почти все (если есть тут исключения) – сотканы из шелковых нитей нашей традиции, рождены в беседе человека с Богом, были осмыслены и выражены в лучах Божественного Духа. С такой могучей скалой наследия невозможно бороться. Да и зачем «бороться»? Что тут обидного, где тут унижение для народа, если народ считает, что его взгляды на мораль связаны с глубочайшими тайнами Вечности?

                                                                            

«ИНФО-ЮГ»  14.10.2020   

Владимир (Зеэв) Жаботинский

 

Публикацию подготовил Вячеслав  Давыдов (Барух)

Нравится