ЖАБОТИНСКИЙ  ОБ  АНТИСЕМИТИЗМЕ

 

В октябре прошлого 2020 года в Израиле отмечался 140-летний юбилей со дня рождения выдающегося деятеля сионистского движения правого крыла, титана еврейского Возрождения первой половины ХХ века Владимира (Зеэва) Жаботинского. Поражает, как богато одарила его природа талантами поэта, писателя, драматурга, публициста, полиглота, переводчика, которые он отдал служению великой сионисткой идее воссоздания еврейского государства на земле Палестины.

 

Литературное и публицистическое наследие Жаботинского огромно. Институт его имени в Тель-Авиве предпринял десятитомное собрание его сочинений,  из которых уже вышло пять томов. Тематика книг, статей, очерков, фельетонов Зеэва очень разнообразна и практически касается всех сторон еврейской общественной жизни. 

В предыдущих выпусках газеты мы познакомились с высказываниями Жаботинского о любви, железной стене, религии и Эрец-Исраэль. В этом номере я предлагаю вниманию читателей его взгляды на антисемитизм. Зеэв был не первым идеологом  сионизма, который отрицал наивное объяснение, что корни антисемитизма - в устаревших предрассудках, питаемых расовой и религиозной нетерпимостью, и стоит лишь засиять солнцу прогресса, как наветы и насилие  исчезнут сами собой. Заслуга Жаботинского состоит в том, что в период между двумя мировыми войнами он сумел показать проблему во всей ее остроте и дать ей однозначное определение: антисемитизм - не субъективное явление.

Будет величайшей наивностью, - и я не намерен впадать в эту ошибку, хотя это ошибка многих и многих, - так вот, будет величайшей наивностью возлагать всю ответственность за вечную катастрофу нашего народа лишь на отдельных людей, или толпу, или правительства. Дело обстоит неизмеримо сложнее. Я очень опасаюсь, что сказанное мной сильно не понравится многим моим иноверцам, но ничего не поделаешь, весьма сожалею. Правда есть правда. Три поколения еврейских публицистов, идеологи сионизма, среди них – истинные титаны мысли, посвящали свои исследования анализу положения евреев и пришли к выводу, что причина наших бед – в самом галуте, что корень зла в том, что повсеместно мы – меньшинство. Это не человеческий, не личный антисемитизм, это антисемитизм обстоятельств, это извечное неприятие чужаков, свойственное каждому сообществу в природе.

 

…Идет борьба за «рабочие места», она обостряется изо дня в день. Каждый день кто-нибудь «выпадает за борт». И  так же фатально, неизбежно, что евреи становятся «козлами отпущения». Я говорю: «фатально». Человеческое свойство отталкивать «чужого» и выделять «своего» я считаю одной из стихий, правящих миром, подобно холоду зимой и зною летом. Это свойство вовсе не похвально, это животное свойство. Если бы я создавал мир, я бы сделал его иначе, не позволил бы, чтобы в нем было место такому свойству. Но оно существует. Везде. И у евреев тоже. И искоренить его невозможно… Антисемитизм обстоятельств неизменен, вечен – и поэтому наиболее страшен. Источник последнего – в инстинктивном чувстве неприязни каждого нормального человека к «чужакам», к «не своим». Это даже не ненависть. И не обязательно это идет от гордыни. Это чувство может спать в человеке долгие годы. Но оно проснется в момент, когда «будет, что делать»…

Антисемитизм людей – это активная позиция, постоянно ощущаемая потребность вредить ненавистной расе, унижать ее, втаптывать в грязь. Ясно, что такой садистский, агрессивный настрой не будет постоянно царить в обществе. И даже в моменты своего буйного торжества он проявляется в крайней форме у меньшинства – у вожаков и зачинщиков. Большинство же идет вслед за ними и радуется потехе. И так как «людской антисемитизм» гибок, иногда можно в борьбе с ним добиваться локальных побед Так, например, можно предположить, что немцы – народ, известный своей удивительной способностью к общественной дисциплине, доходящей до гениальности – уменьшат свой антисемитский пыл – когда им это прикажут.

Кажется, есть нечто патологическое в вулканическом клокотании этой ненависти. Как бы ни было обострено чувство расового превосходства, каковы бы ни были «преступления» евреев, всё равно не хватит их на такую меру  ненависти. Определяющая черта такой слепой вулканической ненависти – неприятие сионизма и сходных с ним течений. С точки зрения логики, немцы должны были бы всячески поддерживать сионизм, поддерживать любое движение, стремящееся вывести евреев из Германии. А на деле они поддерживали беспорядки в Эрец-Исраэль. Ясно, что если бы вместо Эрец-Исраэль местом национального убежища для евреев объявили Уганду или Анголу, нацисты действовали бы точно так же. Садист не хочет лишиться своей жертвы. Библейский рассказ об исходе из Египта стал первым письменным свидетельством борьбы этих двух начал: стремления избавиться любой ценой от ненавистного племени и стремления в то же время не выпускать его. В «климате», царящем сейчас в Восточной Европе, это стремление переросло в тотальное убийство евреев…

 

 

                                                                                           

Владимир (Зеэв) Жаботинский

Публикацию  подготовил

 

Вячеслав  Давыдов (Барух)

 

 

© 2021 Институт нравственной культуры.

^ Наверх