ЖАБОТИНСКИЙ   ОБ   ЭМИГРАЦИИ

 

В октябре прошлого  2020 года в Израиле отмечался 140-летний юбилей со дня рождения выдающегося сионистского деятеля правого крыла, титана еврейского возрождения первой половины ХХ века Владимира (Зеэва) Жаботинского. Поражает, как богато одарила его природа талантами поэта, писателя, драматурга, публициста, журналиста, полиглота, переводчика, которые он отдал служению великой сионистской идее воссоздания еврейского государства на земле Палестины.

Литературное и публицистическое наследие Жаботинского огромно. Институт его имени в Тель-Авиве предпринял десятитомное собрание его сочинений, из которых уже вышло пять томов. В предыдущих выпусках газеты мы познакомились с высказываниями Жаботинского о любви, железной стене, религии, Эрец-Исраэль, антисемитизме и ассимиляции. 

В этом номере я предлагаю вниманию читателей взгляды Зеэва на эмиграцию. Интересно, что наряду с термином «эмиграция», Жаботинский использовал термин «эвакуация», выдвинув в 1931 году  идею эвакуации как единственного решения еврейской проблемы. При этом он исходил из своей программы на право еврейского заселения Палестины по обоим берегам реки Иордан. 

Эрец-Исраэль необходима нам как убежище для миллионов еврейских поселенцев. Все наши политические требования вытекают из признания этой необходимости – подготовить оба берега Иордана к приёму и размещению этой массовой алии, и для этого нам необходима искренняя готовность к сотрудничеству со стороны властей. Каких властей? Мандатных, пока мы в меньшинстве. Еврейских – когда мы станем большинством. Еврейское большинство – не конечная цель сионизма. Еще три четверти миллиона иммигрантов – и это большинство будет достигнуто. Но это будет только первым шагом. Конечная цель, конечное «спасение» будет всё еще за горами, и именно оно – спасение всех евреев будет целью и смыслом существования еврейского государства. 

Еще несколько лет назад, отвечая на вопросы о целях сионистского движения, я обращал внимание слушателей на то, что всё более остро встающий то тут, то там «еврейский вопрос», десятикратно усиливающий невозможность эмиграции, - это проблема не только для нас, но и для государств, где эти процессы имеют место, и что из этого, естественно, должна вытекать наша «тактика» - увязать сионизм и эвакуацию (вывоз) – пусть постепенную, но полную, радикальную. Нам следует показать европейским государствам, что помощь сионизму в их же собственных интересах.     

Сионизм, понятно, требует мужественных поступков и будет их требовать – подвигов терпения, стойкости, возможно, и самопожертвования… Но «жертв»? Когда вы говорите о жертвах, которых якобы требует сионизм от еврейских масс, вы имеете в виду, что по приезду на новое место у людей возникнут трудности, от которых они были бы избавлены, если бы остались в странах проживания и добивались бы для себя автономии? Странный подход. Я всегда, грешным делом, считал, что эмиграция во все времена служила средством избавления людей от лишних тягот, а не наоборот. А в нашем случае – люди не просто переедут с места на место. В нашей древней-новой стране люди впервые смогут сами вершить свою судьбу. В ней, и именно в ней, люди смогут по-настоящему раскрыть свои таланты…

Я хотел бы высказаться по поводу отношения некоторых руководителей еврейских общин к проблеме эмиграции. Их подход начисто лишен какой-либо логики. Если бы они хотели быть логичными, то ход их мыслей должен был быть чрезвычайно прост… Все исключительно понимают, что существует тесная связь между эмиграцией и равенством в правах.  Чтобы достичь его, надо бороться с антисемитизмом. А для того, чтобы успешно бороться с антисемитизмом, надо, чтобы «зона военных действий» была как можно меньше. Правда, и это еще ни от чего не гарантирует – в Германии евреи составляли всего один процент населения, но это не избавило их от чудовищного антисемитизма.

Есть такие пессимисты, которые решительно отказываются верить, что эмиграция решит многие проблемы в восточно-европейской части галута. Но ассимилянт знает твердо: чем меньше будет евреев на данной территории, тем легче будет бороться с антисемитизмом. Поэтому понятно, что стремление вывезти из Европы как можно больше евреев было «синонимично» стремлению помочь остающимся добиться равноправия. 

Менаше Маргалит, завзятый ассимилянт, из первого поколения маскилим (представителей еврейского просветительского движения Х1Х века) говорил: «Да, я ассимилянт и останусь им, но если вы меня спросите, до каких пор я намерен поддерживать еврейскую эмиграцию, я отвечу: пока не придут русские и не взмолятся: «Ради Бога, хватит уезжать, мы без вас не можем!».

В такой парадоксальной форме он выразил общий взгляд на эмиграцию – не его и не мой взгляд, а просто реальный взгляд на вещи. Тут не на что обижаться, нечего сердиться: эмиграция – это дело естественное, испокон веков испытанное средство. Три четверти жителей земного шара – потомки эмигрантов, евреи тут не исключение, и нечего нам стыдиться и скрывать, что эмиграция нам необходима.

 

Владимир (Зеэв) Жаботинский

 

Публикацию   подготовил                             

Вячеслав Давыдов (Барух)

«Инфо-обозрение», 14.04.2021

 
 

 

© 2021 Институт нравственной культуры.

^ Наверх