Израильское отделение Международной академии социальных технологий (ИО МАСТ) объединяет сотни прогрессивных евреев во всем мире, консолидирующих свои усилия над решением проблемы неравенства, экстремизма, межкультурных конфликтов  и цивилизационных столкновений.

Важнейшим научным и практическим достижением специалистов Международной академии социальных технологий является разработка дискурсивно-оценочного метода, суть которого – преломление любой проблемы и актуального вопроса через призму нравственности (не вреди) и открытого обсуждения.  Публичные дискуссии хороши до тех пор, пока они не приносят вреда людям. Важно, чтобы эти дискуссии вели люди, обладающие репутацией, отражающей общественное доверие.

 

Развитие любой страны мира, народа, человеческой культуры, цивилизации определяют лидеры, которые обладают репутацией, имеющей нравственные основания. Они не вредят себе и другим. Это интуитивно чувствуют люди и общество идет за такими лидерами.  Возникают притоки квалифицированных людей и денег в экономику таких стран и народов.  Там же, где страной руководят люди, давно утратившие репутацию, случается обратное – идет отток квалифицированных кадров и денег из страны.  Начинается криминализация всех сфер жизнедеятельности. Возникает чудовищное неравенство. Начинается экстремизм, агрессивные преследования и гонения людей за свободомыслие, за порядочный и честный образ жизни по совести. 

 

Евреи всегда остро чувствуют эти гонения. Этическая революция сегодня как никогда актуальна. Нужно, чтобы во главе стран и народов стояли лидеры и элиты, наполненные гуманизмом, нравственностью.  Мы все восхищается важной особенностью СССР, в котором обладание деньгами не приносило политической власти.  Пожалуй, это было единственное в мире государство, в котором деньги не определяли всё. Неравенство носило сглаженный характер. Никто не мог публично демонстрировать пренебрежительное отношение к людям по национальному и финансовому признаку. Но теперь этого государства нет.  Проблема неравенства стала нарастать и касаться очень многих людей не только в постсоветском пространстве, но и в других регионах мира.  Гонения, нагнетание агрессии, активный поиск врагов и противопоставление народов и государств стало общественно-опасной нормой.  Целью многих государств стала защита богатых. Для этого изобретаются всяческие законы и структуры. Богатым меньшинством оказались не просвещенные и духовно богатые аристократы, а безнравственные лица со скромным средним образованием и купленными дипломами институтов и университетов. Традиции эпохи просвещения (солидарность, забота  о других) уничтожены верой в деньги и логикой «никому, ничего, никогда». «Все только нам» - логика лиц, породивших неравенство. Государство благоденствия осталось только для богатых и убогих в духовном отношении лиц. В обществе культивируется человек зависимый, пассивный, подавленный, никому не нужный.

 

Кто же делает людей бедными? Кто порождает вопиющее неравенство?  Обнаружить таких людей можно с использованием разработок Международной академии социальных технологий.  Производители неравенства рядом. Они используют социальную маскировку. А некоторые из них становятся в буквальном смысле мастерами социальной маскировки, прикрывающей их логику «никому, ничего, никогда, все нам».   Они обкрадывают всех, кто рядом.  Но их можно обнаружить с помощью дискурса и массовой этической оценки. Люди остро чувствуют вред, и могут пометить вредителя, например, с использованием шкал вреда в информационно-коммуникационных сетях, на специально-создаваемых ресурсах.

Во многих регионах мира после развала СССР случилась криминальная революция. Очень плохие люди победили плохих людей.  Нужна цифровая революция, чтобы новые технологии позволили плохим людям улучшать очень плохих людей. Гуманно, человеколюбиво, быстро.

Сутью современной экономики является практическое использование дискурсивно-оценочного метода, который позволяет на практике плохим людям улучшить поведение очень плохих людей. Это обеспечит переход от криминального к посткриминальному управлению и глобальной экономике, которая дает дистанционную занятость и реальный доход людям, готовым потратить свой главный ресурс - время, на использование определенных технологий и программ в информационно-коммуникационном пространстве.

Новые технологии МАСТ должны стать социальными фильтрами, закрывающими доступ к глобальной экономике и финансам лицам без репутации, безнравственным субъектам, утратившим человеческую сущность – забота о других.

Сегодня человек боится соблюдать правило «Три С»: не вреди себе, соседям, среде ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.  Неравенство заставляет его вредить другим, чтобы не навредить себе.  Это противоречие легко исправить, применяя дискурсивно-оценочный метод, конструируя на его основе социально-оценочные сети нового поколения, которые позволяют обществу выявлять замаскированных социальных паразитов и создавать им отрицательную репутацию, которая не допустит их в глобальную экономику.

 

Мы видим примеры реализации дискурсивно-оценочного подхода в странах Европейского союза. Например, сайт www.euroopen.eu«Открытая Европа» наглядно показывает, что такое практическое применение дискурсивно-оценочного метода.  Он заставляет политиков сохранять свою репутацию не путем покупки заказного материала в СМИ, он заставляет политиков вести себя так, чтобы не причинять вреда своим избирателям. Понятно, что это всего лишь первые шаги на пути практического применения дискурсивно-оценочного метода в социально-гуманитарном обеспечении прогресса человечества.

Предлагаемый специалистами Израильского отделения Международной академии социальных технологий механизм непрерывного дискурса по абсолютно всем интересующим мировое общество проблемам позволит мягко, без революционных стрессов решать конфликтные ситуации. Никто не мешает декларировать политикам свои представления о политическом курсе и средствах достижения политических целей. Но манипулятивные технологии по мере распространения дискурсивно-оценочного подхода  останутся разве что уделом уголовного мира. Взвешенная экспертиза не замедлит с оценкой всех дел и начинаний политиков с момента оформления ими своих устремлений в письменном виде или публичной риторике.

 

Перед истиной все равны: и политики, и судьи, и средства массовой информации, и папа римский. Несменяемость вождей и судей есть проблема нравственности законов и общественных отношений.

Признание человека нравственным даёт ему все права на руководящую деятельность и государственную службу. А у безнравственных личностей отнимает эти права на время нравственного инвестирования и исправления. При этом тотальный контроль государства над населением не нужен. Мало того, этот контроль наносит моральный вред, подрывая веру людей в свою самостоятельность. Тотальный контроль может стать уделом лишь отдельных личностей, сознательно отказавшихся от соблюдения принципа нравственности в своей практической деятельности.

Развитие глобальной экономики тесно связано с построением общества нравственных отношений, которое  находится в прямой и безусловной зависимости от своевременной и качественной оценки принимаемых властью решений. Такое общество объективно нуждается в знании качества своих руководителей, а также в знании того, насколько соответствуют принимаемые ими решения нормам нравственности.

Механизм учёта нравственной составляющей в деятельности руководящих лиц, повсеместно создаваемый в режиме обратной социальной связи в форме визуализации массовых этических оценок, позволяет оценивать принимаемые решения, прогнозировать последствия их принятия и выявлять лиц с признаками, как говорят специалисты, отклоняющегося (от нравственного в данном случае) поведения.

 

Дискурсивно-оценочный метод позволяет нормально функционировать системе поощрений и наказаний. Получение нравственного рейтинга происходит через процедуру дискурса и массовой оценки социального поведения субъекта, похвала в рамках дискурсивно-оценочного процесса – показатель реальных заслуг и не сравнима по престижу ни с какими премиями и наградами.

 

Рабочий день каждого общественного деятеля (руководителя, лидера и т.д.) начинается с “пятиминутки нравственности” – с получения из социально-оценочных сетей нового поколения информации о себе, окружающих и “проблемном поле”. Это и есть влияние нравственной сверхвласти, побуждающее к созиданию и творчеству, к истинному служению обществу. Субъекты, не желающие заниматься такой “нравственной зарядкой”, свободны выбирать: никто не принуждает их стремиться занимать общественно важные должности, достигать “положения”. Привычный паразитизм и безответственность будут, таким образом, ограничены.

Нравственное “рейтингование” касается и самого экспертного сообщества. Каждый эксперт может иметь свой “вес” (свой рейтинг), который в дискурсивно-оценочном процессе будет повышаться или понижаться (как у теннисистов), в соответствии с существующими в мире процедурами поощрения экспертов. Дискурсивно-оценочный процесс, устанавливая систему рейтингов экспертов, позволяет упорядочивать структуру экспертного сообщества. Рейтинг эксперта – это его “лицензия”.

В дискурсивно-оценочном процессе по поводу одной и той же проблемы могут возникнуть разные экспертные оценки (“экспертные войны”). Такие ситуации могут разрешаться по разному. Например, предметом экспертизы может стать объективность самих экспертов. Возможны экспертизы в “отложенном режиме” (в режиме накопления аргументов и фактов). Некоторые, особо сложные проблемы могут находиться в стадии дискурса годами, – для того, чтобы очиститься от “информационного шума”. Некоторые эксперты или их сообщества выводятся за пределы дискурса как безнравственные (о чём и зачем с такими разговаривать?) и т.п.

В первую очередь дискурсивно-оценочный метод используется для поддержки социально-значимых, общественно полезных инициатив, и лишь во вторую – как система подавления безнравственных деяний руководителей.

Дискурсивно-оценочный метод – это инструмент углубления демократии и истинной свободы (как осознанной необходимости подчинить свою деятельность нравственному принципу), инструмент плавной ротации элит и бесконфликтной смены властей. Важнейшая задача дискурсивно-оценочного метода – укрепление власти, создание для неё таких условий, при которых она обслуживала бы общество, а не себя.

Дискурсивно-оценочный метод побуждает власть к созиданию, приближает к народу, укрепляет, а не расшатывает её основы. 

Дискурсивно-оценочный метод можно использовать и для создания популярных мировых шоу (в ходе проведения которых может выясняться, что те или иные популярные работники СМИ, общественные деятели или политики  – нравственные уроды), и для обсуждения самых важных планетарных проблем, и для предложения личных инициатив.

Если субъект вносит свою проблему в дискурсивно-оценочный процесс, а она не обсуждается, то, значит, она в данный момент не актуальна. Но со временем может оказаться, что она всё же содержит в себе не распознанное прежде “зерно”, которое сможет быть оценено уже другими экспертами.

 Субъект, предложивший не значимую для общества проблему (“Я-автор”), давший заведомо ложную информацию и пытающийся воспользоваться ею посредством  дискурсивно-оценочного метода в собственных корыстных целях, в результате серии непрерывных дискурсов будет непременно идентифицирован и выведен из дискурса – дисквалифицирован (дисквалификационные проблемы здесь подробно не рассматриваются – они известны в экспертологии).

Соответственно, общественно-значимые “Я-авторы” могут порождать узлы сети бесструктурного управления процессами для решения локальных задач. А значимость таких узлов верифицируется и подтверждается другими узлами сети. Гипотеза: межузловые конфликты сети асимптотически разрешимы.

    

 

С открытой информационной средой дискурсивно-оценочного процесса работают все заинтересованные субъекты: СМИ, властные структуры, органы безопасности и др., на которые она сама оказывает обратное – нравственное – воздействие. Опасное, тайное, становясь явным для общества, становится безопасным.       

Имея тысячи экспертов, рассматривающих все проблемы с позиций нравственности, мы можем формировать в рамках дискурсивно-оценочного процесса систему планетарного дискурса. Его техническое оснащение создаёт основу для возникновения идеологической сверхвласти нравственности, о сущности которой тоже необходимо сказать несколько слов.

 В ХХ веке мы неоднократно наблюдали проявление в общественной жизни феномена идеологической сверхвласти. Один из таких примеров даёт нам изначально бесчеловечная идеология национал-социализма – идеология разделения людей на “господ” и “рабов”, идеология, трагически отозвавшаяся в миллионах человеческих судеб минувшего столетия. Другой пример мы имеем в идеологии, диаметрально противоположной по заявленным идеалам первой – в идеологии построения светлого коммунистического будущего. По степени своей судьбоносности эта идеология, при всей ущербности её теоретического обеспечения и при всех трагических издержках её практического воплощения в жизнь, тоже имела очевидные признакиидеологической сверхвласти, способной управлять миллионами человеческих судеб. Наконец, сегодня мы наблюдаем повсеместное торжество идеологии либерализма – идеологии свободы от нравственного поведения, от моральных обязательств, от ответственности и обязательств перед людьми: идеологии безграничной свободы во имя личного обогащения любой ценой. Несомненно, что и в этом третьем случае перед нами – очередная идеологическая сверхвласть,  имеющая своей функцией управление миллионами человеческих судеб. И жертв на совести этой третьей сверхвласти ничуть не меньше, чем на совести первых двух.

Подлинно научное изучение феномена идеологической сверхвласти – впереди. Но уже сейчас ясно, что перед нами – проявление каких-то глубинных законов ноосферы: вне периодически вспыхивающей пассионарности народов, вне стихийного перебора форм духовного бытия, вплоть до диаметрально-противоположных, взаимно исключающих друг друга вариантов этих форм, нет и не может быть самой человеческой истории.

 Но ясно и то, что стихийный перебор вариантов слишком дорого нам обходится. И если справедлива научная гипотеза, согласно которой суть глобального исторического процесса неотделима от перевода бессознательных форм человеческого бытия в его осознанные формы, то мы, действительно,встаём перед насущной проблемой постановки процесса перебора вариантов собственного духовного бытия под разумный контроль. А это означает признание той очевидности, чтоникакой альтернативы идеологии сверхвласти нравственности у нас нет и не может быть.

Вот здесь-то и  оказывается востребованной система планетарного дискурса, воплощённая в проекте строительства всемирного (глобального) общества нравственности на основе новейших информационных технологий. Только в рамках дискурсивно-оценочного процесса станет реально осуществим межэкспертный глобальный дискурс, планетарное согласование и решение конфликтов на основе всем понятного принципа нравственности, а не с позиций силы. Только в них удастся сконцентрировать ресурсы на действительно важных (с точки зрения выживания большинства) проблемах. Только в них упадёт роль системы “закулисных” сговоров. И только в них экспертные сообщества приобретут огромную, истинно демократическую власть.

 

При всём том уже сегодня мы имеем право говорить о дискурсивно-оценочном процессе как о явлении многомерном и полифункциональном. Вот лишь некоторые из аспектов этой многомерности и полифункциональности:

 

Дискурсивно-оценочный метод – система управления.   

Дискурсивно-оценочный метод – согласование мнений.

Дискурсивно-оценочный метод – воспитание экспертов.   

Дискурсивно-оценочный метод – стимуляция нравственного бизнеса.

Дискурсивно-оценочный метод – инструмент гласной и открытой борьбы с преступностью, экстремизмом и терроризмом.

Дискурсивно-оценочный метод – препятствие притоку проходимцев во власть, катализатор регулярной ротации кадров во власти, средство повышения степени их ответственности.

Дискурсивно-оценочный метод– инструмент истинной демократии: в условиях, когда власть не идёт к народу, а народ не идёт к власти, в дискурсивно-оценочной процедуре “вывешиваются рейтинги” и тем самым минимизируется возможность манипуляций общественным сознанием.

Дискурсивно-оценочный методне нарушает тайну частной жизни. Хочешь быть “свободным“ – не занимай ответственную должность.     

Дискурсивно-оценочный методограничивает анархическую свободу.

Дискурсивно-оценочный метод– инструмент укрепления государственной власти и наведения нравственного порядка.

Дискурсивно-оценочный метод– гарант истинной демократии и инструмент создания истинного гражданского общества.

Дискурсивно-оценочный метод– система поиска истины.   

Дискурсивно-оценочный метод– система воспитания.

Дискурсивно-оценочный методвоспитывает власть через граждан и граждан через власть.

Рейтинги, полученные в дискурсивно-оценочном процессе – основа для демократических выборов.

Дискурсивно-оценочный методидентифицирует ложную информацию.

Дискурсивно-оценочный методуличает в безнравственности.   

Дискурсивно-оценочный методменяет роль СМИ: за ними остаётся только информирующая функция, а оценивающая передаётся экспертному сообществу. Тем самым СМИ утрачивают манипулятивную функцию: претензии СМИ на то, что они являются “четвёртой властью”, можно будет похоронить.

Беззубые и пустые лозунги типа “демократия против бюрократии”, “бизнес против бюрократии”, “социальная ответственность бизнеса” дискурсивно-оценочный процесс вооружает силой общественного мнения.

 

Дискурсивно-оценочный метод– пример того, как идеократия нравственности укрощает бюрократию.

 

Дискурсивно-оценочный метод– это дебюрократизация и повышение эффективности общественного управления.

Дискурсивно-оценочный метод– это дискурсное управление и управление дискурсом.

Дискурсивно-оценочный метод– это единственная система в мире, позволяющая кардинально решить мировую проблему коррупции. “Мирские захребетники” будут побеждены.

Дискурсивно-оценочный методреализует механизм нравственной сверхвласти, практически осуществляет идеологию нравственности.

Дискурсивно-оценочный методреализует функцию идеологического обеспечения государственного и общественного управления.

Дискурсивно-оценочный метод – квалифицированная демократия.

Дискурсивно-оценочный метод – реализация принципа “научности” в государственном и общественном управлении.

Дискурсивно-оценочный метод не противоречит никаким законам открытого общества.

Применение дискурсивно-оценочного метода не требует никаких разрешений; это частное дело членов Международной академии социальных технологий и всех сочувствующих свободных граждан. Кто не против нравственности, тот за нравственность.

Дискурсивно-оценочный метод – это истинное творчество масс и торжество демократии.

Дискурсивно-оценочный метод – инструмент воспитания нравственного человека.

Дискурсивно-оценочный метод – неизбежное следствие информатизации общества.

Дискурсивно-оценочный метод – возможен и неизбежен, его реализация не зависит от позиции существующей власти. В то же время неизбежно и само благотворное влияние дискурсивно-оценочной процедуры на власть.

Дискурсивно-оценочный метод – путь к спасению, реализация нравственного пути человечества.

Дискурсивно-оценочный метод резко ограничивает возможности традиционного сговора в общественном управлении, а в перспективе делает его невозможным.

Авторы дискурсивно-оценочного метода в процессе его реализации принципиально не могут получить никаких преимуществ по сравнению с другими участниками эксперимента.

Дискурсивно-оценочный метод позволяет поимённо называть конкретных виновников любых неудач власти.

Человек с долларами наивно думает, что он во всём разбирается. Дискурсивно-оценочный метод рельефно покажет, что это – заблуждение.

Дискурсивно-оценочный метод будет способствовать ликвидации “монетарного бихевиоризма”, устроенного по принципу: на “входе” – доллар, на “выходе” – заданное поведение.

Существует распространённое мнение: не надо ничего трогать, а то будет передел, кровь. Это – попытка оправдать безнравственность при помощи ещё большей безнравственности. Дискурсивно-оценочный метод развяжет этот «гордиев узел».

Партийное строительство возводится сегодня не на идеологии, а на миссионерских иллюзиях. На практике же получается общий бизнес, где партия оказывается инструментом передела “материи”. С внедрением дискурсивно-оценочного метода станет ясно, что партии исчерпали свой созидательный ресурс.

СССР погубила избыточная секретность. Дискурсивно-оценочный метод купирует этот недостаток – завесу тайны, которая часто губит власть.

Многие страны держатся на вере народа в государственную власть; поэтому власть не имеет права быть безнравственной, – или она будет сметена. Дискурсивно-оценочный метод поможет укрепить веру народа во власть. И придать сил самой власти.

Дискурсивно-оценочный метод – мощнейший инструмент коррекции самооценки субъекта, в том числе и эксперта. Дискурсивно-оценочный метод позволяет сделать оценку адекватной.

У журналистов СМИ часто проявляется своеобразная maniagrandiosa, имеет место неадекватная самооценка: они – “вершители судеб”, “гиганты мысли”. “Нанести удар“, “разделать под орех” – вот категории, которыми они мыслят. Дискурсивно-оценочный метод автоматически скорректирует их самооценку, а эксперты вычислят их рейтинги. Невостребованность неадекватных СМИ будет неизбежно нарастать. Они воюют за своё представление о “правде”, а должны просто давать информацию. Дискурсивно-оценочный метод прекратит войны за  субъективную монополизацию представлений о правде.

Уровень журналистики упал колоссально, профессия замусорена безнравственными людьми. Главным почему-то стало – иметь свою, зачастую убогую, точку зрения, не утруждая себя её обоснованием. Дискурсивно-оценочный метод поможет журналистам СМИ решить эти проблемы, поможет работать со своей самооценкой.

 

Дискурсивно-оценочный метод уничтожит миф о возможности “раскрутки” любого «дерьма».

 

 

Безвластное, дезинформированное общественное мнение – оплот торжества коррупции. Ситуация в обществе, заражённом безнравственностью, может развиваться только в сторону катастрофы общественного устройства и государства. Дискурсивно-оценочный метод даёт всем без исключения право и возможность защитить себя и своё будущее от угрозы распада общественных отношений, от угрозы социальной и культурной катастрофы.

Легитимность – это категория общественного сознания. Никакими бумагами, никакой политической болтовнёй нельзя переубедить народ в том, что “чёрное” – это “белое”, а “белое” – это “чёрное”. Без внедрения дискурсивно-оценочного метода, без реального углубления демократии, без широчайшей гласности не добиться легитимизации собственности, а, значит, и стабильной власти. Никакой административный ресурс не способен переломить силу народа. И даже Америка, по праву сильного имеющая “лицензию” на любую легитимизацию, здесь не поможет. 

Дискурсивно-оценочный метод– это завтрашний день любого государства мира.

В заключении стоит отметить, что участие в реализации дискурсивно-оценочного метода для членов Израильского отделения МАСТ – это не только социальная, но и глобальная экономическая инициатива.

Сегодня некоторые социальные сети собирают серьезные деньги, и их бюджет сопоставим с бюджетом развитого государства. Эти социальные сети реализуют функции массовой коммуникации и информации. Пока они монополисты информационного рынка.

Превращение информационного рынка в значительный сегмент потребления мировых финансов происходил в несколько этапов.

Первый этап– это создание и продажа  «железа» - компьютеров. Частные инвестиции в производство «железа» стали приносить серьезные деньги, пока не начался второй этап.

 

Второй этап– это созданием и продажа «математики» - программного обеспечения.  Производители и торговцы программным обеспечением сделали социальные сети, поисковики, сделали себе на это деле огромное состояние и подчинили своим услугам торговцев «железом», сделали их производной своего рынка.

 

Третий этап– это создание и продажа «метода» - дискурсивно-оценочного метода, практическое внедрение которого позволяет создать социальные сети нового поколения – социально-оценочные сети, в которых граждане любой страны мира могут решать проблемы улучшения собственной жизнедеятельности. В социально-оценочных сетях нового поколения возможна реализация и новой финансовой технологии, которая обеспечивает причастность каждого человека с положительной репутацией к производству и обмену крипто-валютой нового типа, основанной на визуализации и монетизации общественного доверия к социальным субъектам, соблюдающим правило «Три С», не вредящим себе и другим. 

 

Члены Израильского отделения МАСТ могут принимать практическое участие в переходе информационного рынка к третьему этапу. Да, сегодня мы не владеем «математикой», но мы можем консультировать по практическому внедрению дискурсивно-оценочного метода в любую сферу жизнедеятельности. Мы можем создать социально-оценочную сеть нового поколения, которая улучшит благосостояние не только наше, но и всех участников этого процесса.

 

Торговля «методом» на глобальном информационном рынке подчинит себе и производителей «математики» и «железа».  А любое государство, которое первым возьмется за создание социально-оценочных сетей, практически реализующих дискурсивно-оценочный метод, получит серьезный социальный, экономический и финансовый эффект.

 

 

 

 

 

 

 

Валерий Павлович Яковлев

академик Международной академии социальных технологий

(МАСТ, www.ast.social)

доцент Института образования взрослых

(ИОВ МАСТ, www.iovrao.spb.su)

лучший рационализатор профтехобразования СССР (1982 г.)

первый секретарь и руководитель Израильского отделения МАСТ

 

 

Израиль, г. Беэр-Шева, 2018

 

 

 

© 2018 Институт образования взрослых.

^ Наверх