Ю Ж Н А Я       К О Р Е Я      
 
ГЕОГРАФИЯ   И   ИСТОРИЯ                 
 
Вылетев из Токио утром 28 апреля 2019 года, мы через два часа приземлились в аэропорту крупнейшего города Южной Кореи Пусана. По дороге в гостиницу наш гид Леонид осветил нам вкратце историю этой страны, сведения о которой я дополнил из красного путеводителя-полиглота по Южной Корее Натальи Ни и Александра Волкова. Вот строчки из их Предисловия, которые  подготавливают туристов к восприятию этой необыкновенной страны: «Пейзажи Кореи поэтичны по сути, и такой мягкий лиризм чувствуется во многих рисунках живописцев Кореи. И совсем рядом – другая, современная Корея, где динамика жизни нарушает привычные традиционные стереотипы.  Страна, где развиваются передовые технологии, где жизнь бурлит днем и ночью, где традиции и современность существуют во взаимосвязи».
 
Географическое положение Корейского полуострова находится на тех же широтах, что Греция или Испания. Он омывается с запада Желтым морем, с востока – Восточным (Японским) морем. К югу полуостров отделен от Японских островов Корейским (Цусимским) проливом. Полуостров со всех сторон окружен множеством мелких островов, самым большим из которых является жемчужина Кореи – остров Чеджу. С севера на юг территория Корейского полуострова протянулась на 1030 км, а с запада на восток – на 175 км. Горы покрывают почти 70% территории всего полуострова,  что делает этот регион одним из самых гористых в мире. Территория Республики Корея занимает почти 100 тысяч кв.км, а население страны составляет почти 51 миллион человек по данным на 2016 год.
 
Первое протогосударство на территории Кореи – древний Чосон возникло в 2333 году до н.э.  Спустя два тысячелетия  - к 1 веку до н.э. три ранних корейских государства – Когурё, Пэкче и Силла контролировали весь Корейский полуостров и большую часть Манчжурии. Они были наиболее сильными и значительными государственными образованиями в этом регионе на то время. Период их существования с 57 года до н.э. до 668 года н.э. известен как «период трех государств». В 668 году Когурё и Пэкче были завоеваны государством Силла, которому в 676 году удалось объединить всю территорию Корейского полуострова к югу от реки Тадонган. Период объединенного государства Силла с 676 по 935 годы считается периодом расцвета корейской культуры. Особенно выдающимися были успехи в области буддийского искусства. 
На смену объединенному государству Силла, распавшемуся под ударами мятежников,  пришло государство Коре (918-1392 годы), в котором установилась аристократическая система правления, и страной правила королевская династия Ли.  Буддизм стал государственной религией, оказывающей большой влияние на политическую и общественную жизнь страны. Считается, что от названия государства Коре произошло современное европейское название страны. В ХIII – XIV в.в. Коре находилось под властью монгольских завоевателей, а позже – китайских императоров. В 1392 году к власти пришла королевская династия Чосон, сделавшая своей столицей Сеул и правившая страной до 1910 года. В период правления второго короля этой династии Седжона (XV век) были изданы королевские указы о создании корейского буквенного алфавита и полного свода конфуцианского церемониала и этики. В 1592-1598 г.г. состоялась Имджинская война против вторжения в Корею японской армии Тоётоми Хидэёси. В 1607 г. Произошло большое крестьянское восстание в провинции Кёнги против злоупотребления корейских чиновников.  В 1610 г. была  издана «Энциклопедия корейской медицины». В ХVIII в. В Корее  распространяется католицизм, потеснивший буддизм, а в 1801 г. выходит  указ об освобождение всех государственных рабов.
В конце XIX века, согласно японско-китайскому Договору, Корея была признана независимым государством. В 1904-1905 г.г.  страна  временно оккупируется японскими войсками.  В 1910 году Япония вновь аннексирует Корею, которая включается в состав Японской империи как провинция Чосон.  В марте 1919 г. происходит восстание против японской аннексии, в результате которого  провозглашается  Декларации Независимости Кореи. В годы Второй мировой войны японские войска снова оккупируют Корейский полуостров, который  после вступления в войну с Японией Советского Союза в августе 1945 г. освобождается от японского колониального господства. В Северную Корею вводятся войска СССР, в южную – войска США. Две противоборствующие системы (Советский Союз и Америка) взяли на себя главную ответственность  за судьбу Кореи после поражения Японии во Второй мировой войне.  Согласно решениям Потсдамской конференции 1945 года обозначается 38 параллель, как линия, разделяющая зоны оккупации советских и американских войск. В 1948 году были образованы два Корейских государства: на севере Корейская Народно-Демократическая  Республика со столицей в Пхеньяне и на юге Республика Корея со столицей в Сеуле (провозглашена 15 августа 1948 г.).
В 1950-1953 г.г. – Южная Корея пережила разрушительную гражданскую войну с КНДР. Фактически, это была скрытая война между Америкой и Советским Союзом за зоны влияния в Юго-восточной Азии. После августа 1953 года   Корейский полуостров был разделен на две части по 38-й параллели, которая стала демаркационной линией между двумя корейскими государствами. В северной части установился социалистический строй (практически, диктатура пролетариата),  в южной – капиталистический строй (практически, свободный рынок по примеру стран Запада).  С помощью западного капитала экономика и промышленность Южной Кореи развивались быстрыми темпами. В 1961 году в стране произошел военный переворот, после которого военные правили государством более двух десятилетий. Наиболее жестоким было правление генерала Чон Ду Хвана, продолжавшееся с 1979 по 1987 год, когда в результате первых свободных выборов к власти пришел демократический президент Ро Дэ У. В настоящее время экономика и культура Южной Кореи, в отличие от Северной, переживают подлинный расцвет, что лишний раз доказывает преимущества свободного рынка над марксистской идеологией и  привлекает в страну миллионы туристов. 
По форме правления Южная Корея – это президентская республика во главе с президентом. Законодательную власть осуществляет Национальное собрание. Высший орган исполнительной власти – Национальный совет (правительство), возглавляемый президентом, который избирается всеобщим тайным голосованием на один пятилетний срок. Наряду с основными функциями, как главы государства, президенту принадлежит особая миссия –мирного воссоединения  Южной и Северной Кореи. Фактически, Корейский полуостров – единственная территория в мире (если не считать Китай и остров Тайвань), где сосуществуют два мононациональных государства, которых разделяют вместе с границей две разные общественные системы. Так что процесс воссоединения, начавшийся со встречи в 2020 году двух корейских президентов на территории Северной Кореи,  будет, по-видимому, очень долгим, и трудно сказать, когда он завершится…
 
П У С А Н.  ИСТОРИЯ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
 
     
 
Отдохнув с дороги в гостинице «Гроун Харбор Отель» и закусив, наша группа с гидом Леонидом отправилась на автобусную экскурсию по городу Пусан. Он расположен на юго-восточной оконечности Корейского полуострова в устье реки Нактон  и является городом прямого подчинения и вторым по величине после Сеула. Число его жителей превышает  три с половиной миллиона человек. Климат влажный, субтропический. Это крупнейший морской порт Южной Кореи, который был построен здесь не случайно. Его расположение благоприятствовало развитию торговли и промышленности. Сегодня порт Пусана является четвертым по грузообороту. С севера и запада город окружают горы, а на юго-востоке он растянулся вдоль морского побережья. Во время Корейской гражданской войны Пусан был временной столицей Южной Кореи. Современный город – это деловой и экономический центр с развитой инфраструктурой, связанный со всеми регионами страны густой сетью скоростных дорог и железной дорогой. Есть в Пусане и международный аэропорт, что позволяет проводить в нем всевозможные международные конференции,  симпозиумы и спортивные соревнования. 
В Пусане сохранилось много интересных архитектурных сооружений и несколько древних буддийских храмов. Прежде всего мы направились к знаменитому буддийскому храму под названием Хэдон Ёнгунса. Его выделяет среди других буддийских храмов то, что он расположен не высоко в горах, а на берегу моря,   и считается одной из главных достопримечательностей Пусана. Хэдон Ёнгунса представляет собой огромный монастырский комплекс и принадлежит корейскому буддийскому ордену Чоге. Храм был построен на огромной приморской скале Хэмачжи Бави на 2-ом году правления короля царства Коре Увана в 1376 году  монахом Наомом – духовным наставником правителя. В те времена страну охватила страшная засуха. В один из дней монаху во сне явился повелитель морей Дракон, который сказал ему, что если он построит на морском берегу храм и всецело отдастся в нем молитвам, то пропадут беды, порожденные засухой, и в стране воцарится великий мир. Вот почему возведенный монахом храм  был назван Хэдон Ёнгунса, что в переводе с корейского означает «Храм дворца дракона морского Будды». Храмовый комплекс был разрушен во время японского нашествия в конце XVI века и восстановлен только в XX веке. Храм находится на склонах высокой скалы, откуда открывается изумительный вид на океан, особенно в часы рассвета и заката. Чтобы дойти до главного храма Дэунчжон, надо спуститься к скале по лестнице из 108 ступенек, а затем пройти мост, символизирующий переход из нашего бренного мира в мир царства Будды. Именно здесь надо забыть про 108 мирских желаний и думать только о Будде. Тем не менее,  буддийский храм Хэдон Ёнгунса часто именуют «храмом, который исполняет хотя бы одно желание». Буддисты верят, что искренняя молитва или желание, загаданное в храме, обязательно сбывается. Одна из статуй Будды помогает лечить больных, другие статуи помогают с деньгами, рождением сына или с удачей. На территории храмового комплекса можно увидеть много различных скульптур, каменные пагоды и пещеру с буддийским святилищем. К числу его  достопримечательностей относятся ведущая ко входу аллея с выстроившимися в ряд каменными статуями 12 знаков зодиака по годам, огромные скульптуры морского Будды, храмы Енвандан и Гульбопдан, трех-ярусная каменная пагода четырех  львов и разные храмовые реликвии, выполненные с большим искусством. Считается, что одно из воплощений Будды является многим здесь на спине у морского Дракона, поэтому на территории храма  находится и огромная скульптура Дракона. Нам повезло, что мы увидели величественный буддийский комплекс в конце апреля, когда цветет вишня и по случаю рождения Будды храм украшают огромным количеством разноцветных буддийских фонариков…
Отсюда мы продолжили автобусную экскурсию по Пусану, в ходе которой нам показали старинный японский квартал и район небоскребов (как же без них?), в котором выделяется своей величиной Башня Пусана, достигающая высоты 510 м (!). В ней размещаются офисы, отель и 390 жилых квартир. Мы также увидели один из крупнейших в Азии выставочных комплексов, где ежегодно проводятся международные кинофестивали. Пусан еще называют городом мостов и не только потому, что их здесь много, но и потому, что все мосты имеют оригинальную конструкцию  и не похожи один на другого.   Колоссальное впечатление производит двух-ярусный мост Кванан Хуэндэ  («Бриллиантовый мост»), второй по длине в мире. И вправду, его длина - 7,5 км и ширина 24 метра! Проехать по такому мосту – огромное удовольствие, ибо с двух его сторон открываются великолепные виды на городские пейзажи!
Наряду с архитектурными сооружениями достопримечательностью Пусана является улица Техас, расположенная в районе железнодорожного вокзала и названная так потому, что в годы Корейской войны здесь дислоцировались солдаты американской армии, оказывавшие помощь Южной Корее в войне с Северной Кореей. Эта война - вооруженный конфликт 1950-1053 годов между двумя Кореями - была одной из крупнейших локальных войн ХХ века. Война велась с участием на стороне КНДР военного контингента Китая и военных специалистов и частей  ВВС СССР, на стороне Южной Кореи – вооруженных сил США и ряда государств в составе многонациональных сил ООН. Правительства Севера и Юга намеревались объединить Корею под собственной властью, что и провозгласили в принятых в 1948 году своих Конституциях. Взаимное непризнание друг другом двух корейских государств, неполное их признание на мировой арене делали ситуацию на Корейском полуострове крайне нестабильной. По сути, это была война между Америкой и Советским Союзом, представлявшими две враждебные общественные системы – капиталистическую и социалистическую.
К весне 1953 года стало очевидно, что цена победы для любой из сторон  будет слишком высока, и после смерти Сталина советское руководство приняло решение о прекращении войны. Китай и Северная Корея не решились продолжать войну без помощи СССР. 27 июля 1953 года в Пханмунджоме было заключено соглашение о прекращении огня и принято решение о создании демилитаризованной зоны вдоль 38 параллели. Число потерь в ходе войны до сих пор не подсчитано и существуют различные версии их оценок. По одной из версий , потери Северной и Южной Кореи составили около миллиона человек для каждой стороны , включая потери среди мирного населения. Потери США убитыми и ранеными исчисляются примерно в 140 тысяч человек, тогда, как потери их союзников оцениваются в 15 тысяч человек. По официальным китайским данным, для китайских военных число потерь определяется в 390 тысяч человек. Советский Союз потерял всего 315 человек. Все попытки КНДР добиться от США подписания договора  о мире в Вашингтоне до сих пор отвергались. Однако на первой в истории американо-северокорейской встрече на высшем уровне в Сингапуре
12 июня 2018 года тогдашний президент США Дональд Трамп заявил, что готов подписать договор о мире с КНДР при условии выполнения Северной Кореей ряда американских требований…
Корейской войне посвящено немало стихов, но лучшими из них хочется назвать стихи Анны Ахматовой «Корея в огне», которые стали для меня настоящим открытием:   
 
                                            Где ароматом веяли муссоны
                                            Над зарослью густою и зеленой,
                                            Там тополя, как факелы, чадят,
                                            Алмазных гор сияющие склоны
                                            Едва в дыму пожарища сквозят.
 
                                            Где ласточки, в лучах заката рея,
                                            Кружились –
                                            И блаженствовал закат,
                                            Там сироты в пустых полях Кореи
                                            В родное небо с ужасом глядят.
                                            И хочется на помощь звать скорее…
                                            Не может быть, чтоб длился этот ад!
                                                         
В 90-ые годы прошлого века на той же улице Техас поселились россияне и выходцы из стран СНГ, поэтому ее еще называют Русской улицей. Здесь же предприимчивые китайцы открыли многочисленные бары и рестораны. Нам дали время прогуляться по улице Техас, по обе стороны которой – лотки с различными сувенирами, традиционными сладостями и кафе, где можно отведать блюда русской кухни – борщи и блины. Есть на улице и корейские магазинчики, в которых ассортимент товаров также рассчитан на покупателей из России… Затем мы прошли к набережной, где находится один из самых больших рыбных рынков Южной Кореи Чагальчхи. В его огромном здании на 9 этажах продаются свежая морская рыба, моллюски, морские ежи и крабы. По сути, на рыбном рынке можно познакомиться практически со всеми обитателями моря. А на 2 этаже здания расположены рестораны и кафе в корейском стиле с низенькими столиками и циновками на полу, где можно попробовать местную кухню и приобрести полуфабрикаты морепродуктов в сушеном виде. 
Отсюда мы на своем автобусе проехали в прибрежный район Тхэчжондэ. Это одно из самых популярных мест отдыха в городе с прекрасным пляжем и развитой инфраструктурой. На длинной набережной Хуэндэ располагаются фешенебельные отели, рестораны и магазины. Из достопримечательностей района заслуживает внимания самый большой в Южной Корее Аквариум с 80-метровым подводным тоннелем и 35 тысячами морских обитателей! Мы конечно, его посетили и убедились, что по оснащению, оформлению, богатству и разнообразию морской фауны он нисколько не уступает японскому. Оттуда мы проехали к парку Тхэчжондэ, расположенному в 9 км к югу от Пусана на высоте 250 м над уровнем моря. Там совершили небольшую прогулку  и узнали, что на огромной площади парка  произрастают деревья и растения 120 видов! С давних пор парк был любимым местом отдыха жителей города, а также поэтов и людей искусства. Здесь же находится Музей морской истории, рассказывающий всё об океане и его обитателях, об истории развития судоходства и морских промыслов. Посещение музея не входило в нашу программу, зато с высоты холма нам показали видневшийся сквозь дымку вдалеке японский остров Цусима, известный тем, что возле него в мае 1905 года состоялась одна из крупнейших морских битв в истории войн  - Цусимское сражение, в ходе которого русский военный флот потерпел самое сокрушительное поражение в своей истории. «Цусима» стала центральным сражением русско-японской войны, которая вызвала первую Русскую революцию 1905-1907 годов…
 
КЁНДЖИ   И  ЕГО   ОКРЕСТНОСТИ
 
 
Переночевав В Пусане, мы на следующий день 29 апреля рано утром отправились на автобусе в северном направлении и через два часа  прибыли в южно-корейский город  Кёнджи. Вся территория Кёнджи, который в течение тысячи лет был древней столицей королевства Силла (57 г.до н.э. – 953 г. н.э.), сейчас представляет собой уникальный музей под открытым небом. Королевские гробницы, древние монастыри с каменными пагодами и буддийской скульптурой, остатки крепостных сооружений рассредоточены по всему городу. Вот почему Кёнджу зачастую называют памятником  буддийского зодчества. В городе удивительным образом сочетаются история и современность. Фешенебельные гостиницы и дома корейского стиля гармонично существуют  в едином пространстве. И в этом заслуга архитекторов, сумевших не заглушить сверхсовременными строениями памятники национальной культуры. Весь день был посвящен знакомству с этими достопримечательностями, что потребовала от нашей группы немалого напряжения. 
Гора Намсан (В переводе «Южная гора»), расположенная в пределах города, имеет две вершины и является настоящей сокровищницей буддийской культуры. По поверьям она почиталась как святое место: здесь была обитель самого Будды. Все важные государственные вопросы, обсуждавшиеся на этом святом месте, находили свое благополучное разрешение. Большую ценность представляют наскальные горельефы Будды и ботхисатв, пагоды и статуи божеств. Всего в районе горы Намсан находится более 460 реликвий буддийского зодчества. 
Отсюда мы направились к храму Пульгуска и  гроту Соккурам, расположенным в юго-восточной части провинции Кёнсан-Пукто в 13 км от города Кёнджи. Здесь находится семь объектов, входящих в список национальных сокровищ Кореи, среди которых каменные пагоды  Таботхап и Соккатхап, мост Чхонгунгё и две бронзовых с позолотой статуи Будды. Пульгуска, памятник культуры эпохи Силла, и грот Соккурам  в 1995 году  были внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 
Пульгуска представляет собой комплекс строений буддийской культуры, основанный в 528 году в правление королевской династии Силла. С тех пор он несколько раз менял свое название, пока после реконструкции в 791 году не получил окончательное название Пульгуска, что на корейском означает «Монастырь буддийской страны».  Храм неоднократно разрушался, восстанавливался и перестраивался при последующих правителях династий Корё, Ли и Чосон. В итоге получился уникальный по красоте и совершенству
архитектурных форм храм, отражавший глубину буддийской философии и мастерство корейских зодчих, художников и скульпторов. На территории монастыря находится две древние каменные пагоды, которые относятся к ценнейшим памятникам корейской буддийской культуры. Трех-ярусная пагода Сотткатхап (пагода Будды Шакьямуни) высотой 8,2 м  ориентирована   на запад и создана в традиционном корейском стиле с простыми линиями и минимумом украшений. Другая трех-ярусная пагода Таботхан (пагода Многочисленных сокровищ) высотой 10, 4 м, наоборот, ориентирована на восток и отличается изысканным орнаментом. Ее изображение можно встретить на южнокорейских монетках номиналом 10 вон. Из четырех каменных львов, охранявших эту пагоду, сохранился только один.  Отличительной особенностью стиля того времени было сочетание в конструкции пагод таких геометрических фигур, как восьмиугольники, четырехугольники, круги и даже цветок лотоса…
От двух пагод каменные лесенки-мостики ведут к воротам Чахамун и  главному храму Теунчжон. Эти мостики, представляющие собой уникальные памятники древнего каменного зодчества эпохи Силла, были единственной дорогой, ведущей в храм, и символизировали путь из будничного мира сансары в мир Будды, а также молодость и старость как два основных этапа, составляющих жизнь человека. Слева от мостиков находится небольшой храмовый павильон Помённу, возведенный в 751 году. Во время Имджинской войны с Японией павильон очень сильно пострадал и практически был полностью разрушен японскими войсками. Однако через несколько лет после окончания войны его восстановили. В 1973 году павильон претерпел реконструкцию, несколько уменьшившись в размере, но остался строго ориентирован по сторонам света. Эту изящную конструкцию отличает красота отделки и изысканность линий.
Отсюда по каменной лестнице можно подняться к еще одному замечательному памятнику буддийской культуры – гроту Соккурам. Он был обнаружен случайно в 1913 году  недалеко от храма Пульгуска в горах. Грот построен по принципу зеркальной композиции: в центре круглого зала на постаменте возвышается на постаменте сидящая фигура Будды в задумчивой позе. По сторонам аванзала симметрично расположены фигуры восьми небесных воевод и духов-драконов. Вокруг на стенах зала высечены пятнадцать изображений наиболее почитаемых бодхисатв (божеств). Особой тонкостью исполнения отличается изображение Кваным – божества, помогающего детям и женщинам. Голова Кваным увенчана короной из одиннадцати голов. Согласно старинной корейской легенде, она раскололась от вида страданий и мучений грешников в аду…
От грота Соккурам мы прошли к парку Тэрынъвон, в центре которого на детской площадке красуются скульптуры белых коней.  Парк разбит на месте, где когда-то располагалась древняя столица государства Силла Кёнджи. Город, согласно китайской градостроительной традиции, был обнесен высокой крепостной стеной. Множество кварталов с перекрещивающимися улицами составляли город. В центре его находился летний дворец короля, окруженный парком с искусственным прудом Анапчи. Там проводила досуг королевская семья. Дворец и пруд сохранились, а  парк украшают азалии – розовые и белые цветы, пышно цветущие на высоких кустарниках в апреле – символы весны в Корее. Азалии воспевались многими корейскими поэтами. Вот стихи классика корейской поэзии первой половины ХХ века Ким Со Воля, прожившего недолгую жизнь (32 года):  
 
                                              Когда уйдешь,
                                              Меня ты видеть не желая,
                                              Я отпущу тебя красиво и без слов.
 
                                              В горах Яксан в Ёнбене
                                              Я нарву азалий 
                                              И устелю твой путь охапками цветов.
 
                                              И, шаг за шагом,
                                              По цветам ступая,
                                              Их растоптав беззвучно, уходи. 
 
                                              Когда уйдешь, 
                                              Меня ты видеть не желая, 
                                              Я не заплачу, хоть умру с тоски.
 
В этом парке чуть в стороне привлекают внимание  усыпальницы королей эпохи Силла. Это 23 королевских кургана, и диаметр самого большого из них составляет около 100 м, а высота – 22 м. Один из курганов под названием «Гробница Небесного коня» был вскрыт в 1973 году и открыт для посещения туристами как музей. Согласно установившейся в древние времена традиции, в захоронения королей было принято класть вещи усопших, и в Гробнице Небесного коня было обнаружено около 15 тысяч артефактов! Часть из них мы увидели во время посещения Гробницы. Особую ценность представляют золотые изделия: корона, пояс, головной убор в форме гребня. Остальные королевские усыпальницы остались нетронутыми.
На территории парка в Кёнджи находится еще одна древняя достопримечательность: это здание обсерватории Чхомсондэ, что в переводе с корейского означает «Башня звезд».  Ее строительство  связано с развитием наук в государстве Силла. Обсерватория была возведена в период правления королевы Сондок (632-647 г.г.), считается самой  старой в Восточной Азии  и предназначена для предсказания погоды при наблюдении за небесными светилами, прогноза лунных и солнечных затмений. Количество камней, использованных в ее строительстве, имеет сакральный характер: 362 камня – 362 дня в году, 12 камней в верхней квадратной части обсерватории распределены по три камня в четырех сторонах света. По звездам на небе определяли, когда следует начинать то или иное задуманное мероприятие. При рождении детей по звездам на небе определяли их дальнейшую судьбу.
В конце экскурсии мы побывали в Государственном музее Кёнджи, в котором собраны артефакты, найденные во время раскопок на территории этого городка-заповедника. Музей был открыт в 1945 году и вначале входил в состав Национального музея Кореи. Ему предшествовало созданное в 1910 году «Общество Силла города Кёнджу». Его главное здание в виде красивого двухэтажного павильона с колоннами, окруженное небольшим лесом (Керим) было построено в 1968 году,  а в 1975 году он получил статус Государственного музея Кёнджу. Музей – это не одно здание, а целый комплекс построек, каждая из которых выполнена в оригинальном стиле и отличается по тематике экспозиции. Хотя на территории Южной Кореи находится много национальных музеев, но именно этот музей имеет особое значение, так как благодаря его богатой  коллекции не только посетители, но и археологи и историки могут проследить развитие цивилизации в юго-восточной части Южной Кореи. Число его экспонатов огромно и варьируется от 150 тысяч до 200 тысяч единиц. 
Пожалуй, самый известный экспонат музея – это огромный бронзовый колокол высотой три метра, диаметром два метра и весом 19 тонн. Это самый большой колокол Кореи, хотя и не самый старый. У него несколько названий, из которых самое длинное и официальное – «Божественный колокол короля Сондока Великого». Название связано с историей колокола: его начали отливать в период правления 35-го короля Силлы Кёндока (годы правления 742-765) в память об его отце Сондоке, однако  отливка была завершена уже во время правления внука короля Сондока – 36-го короля Силлы Кегона (годы правления 765-780). Другое название – «Колокол Пондокса» связано с именем монастыря, для которого делался колокол. Наконец, третье название – «Колокол Эмилле» связано с жутковатой легендой, рассказывающей об этом колоколе-гиганте. Вот она.
Король Кёндок нанял лучших мастеров для отливки колокола. Однако готовое изделие годилось лишь на переплавку: оно не зазвучало и даже треснуло. Было решено начать всё сначала, но король Кёндок умер, так и не дождавшись завершения работ. Дело продолжил его сын – король Кегон. Он собрал совет министров и монахов, чтобы выяснить, как добиться желаемого «малинового» звона. Один из монахов поведал, что ему приснился он: необходимо принести невинного ребенка в жертву дракону-повелителю кузнечного горна. Это и было сделано. В бедный дом, в котором жила мать и маленькая дочь, монахи пришли просить милостыню. Мать сказала, что у нее ничего нет, кроме ребенка. Монахи схватили девочку и бросили ее в предназначенную для колокола расплавленную бронзу. После отливки колокол вдруг зазвучал, причем в его пронзительном звоне слышался последний крик ребенка – Эмилле (мама). 
Такая невеселая получилась история, которая не вяжется со сложившимся представлением о гуманизме и миролюбии буддистской религии. Колокол сейчас не звонит, зато входит в список национальных сокровищ Южной Кореи. Проходя по залам музея Кёнджи, можно увидеть золотые королевские короны, ювелирные изделия, женские украшения, старинные монеты, серебряную посуду и множество других замечательных экспонатов, найденных во время раскопок на территории храма Хванненса и поднятых со дна искусственного пруда Анапчи. Часть экспонатов расположена на открытом воздухе. После ночлега в местной гостинице, мы утром 30 апреля прибыли в Сеул.
           
С Е У Л  - СТОЛИЦА ЮЖНОЙ КОРЕИ 
 
 
Сеул, расположенный на реке Ханган, не только столица Республики Корея, но и город, имеющий особый статус – огромный мегаполис, площадью 605 кв.км, население которого составляет около 12 миллионов человек. Столицей Сеул стал в 1392 году с приходом к власти королевской династий Чосон. Город в те времена назывался Ханян,  что в переводе с корейского означает «чистая вода» ( город возле реки). Он строился по правилам восточной геомантии. В стране мало равнинных территорий, - не исключением была  местность, где позднее выросла будущая столица. С севера города должны были защищать горы, внизу с юга – река Ханган. Считалось, что такое расположение будет оказывать благоприятное влияние. Между горами и рекой возводился Сеул.  
Нынешнее название город получил в 1946 году после освобождения Корейского полуострова   от японской оккупации. Слово «сеул» переводится с древне-корейского как «столица» (соуль). В 1948 году в городе было провозглашено создание Республики Корея, и Сеул стал ее первой столицей. Во Время Корейской войны Сеул практически был разрушен, но быстро восстановлен, а с притоком рабочей силы из окрестных районов началось активное строительство. Уже в начале 1960-ых годов Сеул становится крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром Южной Кореи. 
Современный город занимает оба берега реки Ханган, которая делит столицу, растянувшуюся с севера на юг на 30 км и с запада на восток на 37 км, на две части: культурно-историческую - на севере и финансовую - на юге в Каннане. Здесь находятся офисы крупнейших мировых корпораций – Самсунг, Даеву, Хундаи, Киа. Не раз в Сеуле проводились крупнейшие спортивные соревнования международного уровня: в 1986 году – Азиатские игры, в 1988 году – летние Олимпийские игры, в 2002 году – часть матчей чемпионата мира по футболу. В городе уникальным образом сочетаются традиционная корейская архитектура и небоскребы, старинные дворцы и современные торговые центры, дизайнерские бутики и арт-галереи.
За два дня, которые наша группа пробыла в Сеуле, мы смогли увидеть только часть его достопримечательностей.  Во время автобусной экскурсии по столице нам показали старую часть города, где ближе к горам сохранились  старинные районы и постройки.  Это в основном одноэтажные и двухэтажные дома, и там  всегда много иностранных туристов. Было заметно, что Сеул постепенно становится мультикультурным городом, где можно встретить людей из самых разных стран мира. И этому способствует доброжелательное отношение корейцев к иностранным гостям…
                      
 
СЕУЛ  ИСТОРИЧЕСКИЙ.  МУЗЕИ
 
Королевская династия Чосон, правившая в Корее с 1392 года, построила для себя в Сеуле в разное время пять дворцов. В нашу программу входил дворец Кёнбоккун, который считается главным историческим памятником Кореи. Его называют сердцем Сеула. Дословно название дворца переводится как «дворец счастья и благоденствия». Это самый первый дворцовый комплекс эпохи Чосон, построенный  в 1395 году через три года после восшествия на престол первого короля этой династии. Дворец строился в самом центре Ханяна, куда новая королевская династия перенесла столицу. Комплекс дворца увеличивался с каждым годом, но был разрушен в период японского вторжения в 1592 году. Лишь 270 лет спустя, в 1867 году дворец был заново восстановлен принцем-регентом – отцом короля Коджона. С этого времени он вновь выполняет функции главного дворца страны. 
Второй раз дворец Кёнбоккун серьезно пострадал во время японской агрессии в 1911 году, когда японский Генеральный штаб взял под свой контроль дворцовый комплекс. В 1915 году более 90 процентов зданий снесли для проведения ярмарки по случаю пятого года колониального господства Японии в Корее. Японские власти построили здание штаба генерал-губернатора перед дворцом, с тем, чтобы закрыть вид на дворец с площади. В 1990 году в результате крупных реставрационных работ бывшее здание японского штаба разобрали, и королем Корджоном на его месте был построен новый павильон. Всю территорию дворцового комплекса, состоящего из 330 зданий, к 2001 году восстановили, а дворцу и внутреннему двору вернули былой облик. 
В соответствии с традициями дворцовой архитектуры основные строения комплекса состояли из внешнего двора (для торжественных случаев) и внутреннего двора (для частного использования, куда никого не допускали), а также различных садов для отдыха, отдельных помещений для королевы и наследного принца, которые входили в основную часть дворца. С севера дворцовый комплекс защищает гора Путаксан, а в противоположную сторону к югу вверх тянутся небольшие улицы, составляющие район Седжон-но. Также к югу от дворца расположены главные ворота комплекса Кванхвамум, установленные здесь еще в 1385 году. Первые ворота были сооружены из гранита. А сейчас мы видим их копию, выполненную из цемента в 1968 году. Ворота по традиции имеют три входа: центральный, самый широкий – предназначен для короля и Бога, два других – для всех остальных, причем правый – для входа, левый – для выхода. С обеих сторон установлены т.н.хэчки, смотрящие на юг, - мифологические львы-носороги, которые, согласно легенде, служили для защиты дворца от огня.
Ворота дали название огромной площади Кванхвамун, простирающейся перед дворцом. В центре ее возвышаются два монумента, установленные в честь исторических личностей, внесших большой вклад в развитие Кореи – короля Седжона (1397-1459) – и знаменитого адмирала Ли Сунсина (1545-1598). В период правления короля Седжона начался золотой век корейской культуры: был создан корейский алфавит хангыль, положивший начало развитию корейской письменности и литературы на родном языке. Король вошел в историю страны как просвещенный монарх, покровитель искусств и наук. Ему принадлежит два главных изречения: «Народ – основа государства, только при сильной основе государство будет процветать», «Доверие – самое важное в управлении страной». Положивший начало развитию корейской письменности и литературы на родном языке. С правой стороны от памятника королю Седжону находится здание Центра исполнительских искусств имени Седжона – крупнейшего культурного комплекса в Сеуле, открывшего свои двери в 1972 году. Здесь установлен самый большой в Азии орган. 
На площади Кванхвамун ежедневно проходят красочные церемонии смены караула, -  причем два раза в день – в 10 утра и в 2 часа. Наш гид Леонид, зная об этом, привел группу на площадь утром за 20 минут до начала церемонии, чтобы мы заняли здесь самые удобные места для обзора.  Это время он использовал, чтобы вкратце рассказать нам об истории этих церемоний. В эпоху государства Чосон начальник караула отвечал за безопасность королевских дворцов, к которым относились и парадные ворота. По приказу начальника проходила церемония открытия и закрытия ворот Кванхвамун. С помощью смены караула обеспечивалась охрана управляющего  страной короля и королевской семьи, что способствовало поддержанию стабильности внутри королевства. В Корее система назначения начальника караула впервые была принята в 1469 году в период правления короля Ечжона династии Чосон. До этого охрана королевского дворца входила в служебные обязанности генерала главной военной структуры. Охрана  делилась на дневные и ночные смены, а церемония смены караула проводилась всякий раз, когда одни караульные сменяли других. 
Исторический фон мероприятия, которое сейчас проводится в бывшей королевской резиденции, отражается в соответствии с первой половиной ХV века, когда система назначения начальника караула уже действовала. В наше время организаторы приложили немало усилий, чтобы предать национальным костюмам, оружию и другим деталям церемонии первозданный вид. Главная задача для внесения вклада в развитие традиционной культуры на самом высоком уровне заключается в непрерывном сохранении традиций корейской традиции. После обширных исторических исследований эта важная культурная традиция была впервые воспроизведена специально для иностранных туристов в 1996 году и с тех пор стала неотъемлемой частью жизни города. Смена караула дает  прекрасную возможность узнать историю Кореи благодаря точному воссозданию процесса и использованию традиционной королевской формы, традиционного оружия и традиционных инструментов. Должен признаться, что зрелище смены караула у дворца поразило меня своей национальным колоритом  и парадной торжественностью и чем-то напомнило мне подобную церемонию у Букингемского дворца в Лондоне, на которой мне посчастливилось присутствовать в 2014 году….
После церемонии смены караула мы с гидом совершили прогулку по историческому центру Сеула и посетили некоторые музеи. Здесь же, на площади Кванхнамун рядом с памятником королю Седжону мы спустились в подземный павильон, где познакомились с важнейшими достижениями страны в период правления короля и деятельностью адмирала Ли Сунсина. Под руководством адмирала во время Имджинской войны корейский флот одержал победы над армадой японских кораблей. В павильоне можно увидеть макет и внутреннее устройство сконструированного им корабля «Кобуксон», по форме напоминающего черепаший панцирь, покрытый защитными металлическими щитами. В одном из последних боев  Ли Сунсин был смертельно ранен и вскоре скончался. В своем дневнике он оставил запись: «Когда ты сражаешься, не боясь смерти, ты выживешь,   когда хочешь выжить в сражении, ты погибнешь!».
Затем мы посетили Этногафический музей Кореи, входящий в дворцовый комплекс Кёнбоккун и расположенный в просторном белом здании с высокой крышей в виде пятиярусной пагоды в северной части Сеула. Музей был основан в ноябре 1945 года при содействии правительства США и официально открылся в апреле 1946 года под названием Национального музея антропологии. А в 1975 году музей поменял свое название и стал называться Этнографический музей Кореи. Экспозиция музея производит на посетителей большое впечатление. В музее есть три выставочных зала, в которых на обозрение гостей выставлено более 98 тысяч артефактов. Каждый зал соответствует тому или иному направлению экспозиции: история корейского народа (представлены экспонаты из раскопок древних поселений, начиная с доисторических времен и кончая эпохой Чосон), корейский образ жизни (одежда, предметы быта древних корейцев, инструменты для сельского хозяйства, охоты, рыболовства и многое другое) и жизненный цикл корейцев (экспонаты о роли конфуцианства в корейской культуре и влиянии на культурные обычаи, а также о разных циклах жизни народа, начиная с рождения и заканчивая смертью). Кроме этого, часть экспозиции выставлена под открытым небом. Здесь можно увидеть скульптуры, которые, как считалось в то время, защищают деревню от злых духов, ветряную мельницу, хранилище для риса и пр. Каждую субботу возле музея проходят концерты корейской фольклорной музыки…
Отсюда мы прошли  к площади Токсугун, получившей свое название от другого королевского дворца Токсугун – символа новой Кореи в эпоху Чосон. Он был главным дворцом недолгой Великой империи Хан (1897-1910), а первоначально являлся резиденцией князя Вольсана (1454-1488), старшего брата короля Сонджона. Во время японского вторжения в 1592 году, когда дворцы в столице были уничтожены огнем, король Сонджон-ван (1567-1608) переехал сюда и использовал его в качестве места временного пребывания. В 1611 году король Кванхэгун переименовал дворец  и он стал называться Кёнгунгун. В 1613 году дворец считался вторым по значимости дворцом после королевской резиденции Чхандоккун. В 1897 году Кёнгунгун стал центром современной истории Кореи, когда король Коджон принял титул императора и провозгласил создание независимой  Великой империи Хан. В тот период Кёнгунгун был огромным комплексом, занимавшим большую площадь, чем теперь, и состоял из множества зданий для королевской семьи, включая родовую святыню династии – молельню и алтарь, где проводились обряды. 
Когда король Коджон отказался от престола в 1907 году, статус дворца был утерян, и он стал местом бывшего проживания короля, и тогда название было изменено на Токсугун. Сын Коджона, последний монарх династии Чосон король Сонджон дал дворцу то же название Токсугун, что по-корейски означает «дворец благодетельного долголетия», в надежде, что его отец проживет в этом дворце долгую жизнь. 
В комплексе дворца среди традиционных построек в корейском стиле выделяется здание, построенное по канонам европейской архитектуры. Интересна его история. Строительство здания было завершено в 1910 году. Оно сооружено из камня и бетона в неоклассическом западном стиле с балконами и колоннадами вдоль трех стен. Здание должно было стать предвестником начала модернизации страны. Жилые комнаты для короля Коджона и королевы размещались на 1 и  3 этажах. Был предусмотрен и зал для государственных приемов. После бегства короля Коджона во время японской агрессии дворцовый комплекс остался без хозяина. Японские власти разместили в здании художественный музей, а в 1938 году расширили его западное крыло, перед которым на площади построили фонтан. Сегодня здесь находится  Музей современного искусства.
Между главными воротами дворца Токсугун и воротами Суннемун (они более известны как ворота Намдэмун – Южные ворота) расположено здание Самсунг-Плаза, где находится восьмой по величине музей в мире и второй в Азии – Художественная галерея «Роден», в которой выставлены работы Огюста Родена. Мы, конечно, посетили этот замечательный музей великого французского скульптора, восторгаясь его шедеврами в камне и бронзе. Затем с нашим гидом мы прошли на центральную площадь города – Сеульскую площадь. Расположенная перед зданием городской мэрии, она является знаковым местом в корейской истории. Здесь происходили важнейшие события марта 1919, когда во время восстания народа против японской агрессии была провозглашена Декларация независимости Кореи.   Отсюда отправлялись войска на фронт во время Корейской гражданской войны. В центре площади находится великолепный фонтан, который по вечерам подсвечивается 48 фонарями и разноцветными лампами. С 2004 года на площади в зимние месяцы под открытым небом работает каток. Сегодня Сеульская площадь – место проведения концертов, традиционных фестивалей и праздничных мероприятий. 
- А теперь, - сказал наш гид Леонид, - мы пройдем отсюда к гостинице «Лотте», где вас ожидает приятный сюрприз.
Через несколько минут мы подошли к памятнику перед гостиницей и все, как один, вскричали: «Да это же Пушкин!».
- Да вы не ошиблись. Перед вами памятник великому русскому   поэту.   И 
вам будет интересно узнать, как он здесь оказался!
И мы с большим вниманием услышали рассказ Леонида.  Памятник Пушкину был открыт в самом центре Сеула 13 ноября 2013 года в присутствии президента Российской федерации Владимира Путина во время его официального визита в Южную Корею. Инициатором проекта по установке памятника Пушкину в южнокорейской столице стали Русский культурно-образовательный центр «Пушкинский дом» и форум «Диалог Россия – Республика Корея», который и обратились в  Союз писателей России с данным предложением, поддержанным российским президентом. Монумент был изготовлен на пожертвования российских граждан скульптором Николаем Кузнецовым-Муромским и доставлен спецрейсом на грузовом самолете из России. Он представляет собой постамент, на котором в полный рост стоит А.С.Пушкин. Поэт исполнен во время чтения своих стихов. В правой руке гений российской литературы держит перо для письма, а в левой –раскрытую книгу. Выступивший на торжественной церемонии открытия Владимир Путин отметил, что это еще одно признание великого, огромного вклада русской культуры в копилку мировой культуры, а также, как знак нового качества двухсторонних отношений между Россией и Республикой Корея. Президент выразил надежду, что памятник будет побуждать жителей столицы Южной Кореи, да и всех гостей к изучению русского языка, русской литературы и русской культуры. Памятник стоит на участке земли, подаренном руководством компании  «Лотте» России в непосредственной близости от известного квартала моды Мендон. Спустя месяц после торжественного открытия памятника, в декабре 2013 года, площадь перед гостиницей «Лотте» была переименована в Пушкинскую. 
                               
С Е У Л      СОВРЕМЕННЫЙ
 
На следующий день гид Леонид провел для нас большую  экскурсию по Сеулу, часть которой была автобусной и часть – пешеходной. Началась она с самого престижного района на юге  столицы Каннан, который сами корейцы называют городом будущего ХХII века. Здесь нам прежде всего показали  высотное здание COEX, то есть Центр выставок и конференций, на подземном уровне которого находится большой торговый комплекс. Рядом расположен Аквариум, в котором мы с немалым интересом познакомились с морской фауной Юго-Восточной Азии. Район Каннан можно назвать сеульским Манхеттоном, поскольку здесь находится множество высотных зданий, среди которых  - бизнес-центры трансконтинентальных корпораций, самое высокое здание в Сеуле Юксам (63 этажа!), крупнейшие универмаги и фешенебельные дома для миллионеров.  Далее по ходу экскурсии мы увидели громадное современное здание сеульского железнодорожного вокзала, а выехав на дорогу Чогдонгиль (Каменной стены), увидели множество исторических зданий, среди которых театры «Чондон»,  «Нанта» и сеульский Художественный музей.
Немного дальше нам открылся вид на Сеульскую телебашню, высота которой составляет 237 м, а вместе с горой на уровнем моря – 453 м. Посещение Телебашни не входило в нашу программу, но мы узнали от гида, что сама башня состоит из пяти этажей, самый верхний из которых с рестораном вращается, делая за 48 минут один полный круг. У влюбленных существует традиция вешать замочки как символ вечной любви на перилах смотровой площадки. Очень яркое впечатление осталось от моста Панпхо (Фонтан радуги), соединяющего берега реки Ханган между кварталами Панпхо и Собингодон. Здесь можно увидеть назабываемое шоу: на мосту протяженностью один км под музыку 380 форсунок бьют разноцветные струи фонтанов, красиво подсвеченные светом двухсот прожекторов!
Затем, проехав по городу еще 10 минут, мы вышли из автобуса на пешеходную улицу Инсадон, по которой совершили чудесную прогулку. На ней находится много антикварных магазинов, особенностью  которых является продажа ценных произведений искусства. Это – древние рукописи, старые книги, картины,   керамика разных времен, деревянная посуда и металлические  предметы. Туристов на улице Инсадон ожидает атмосфера корейской старины. Художественные галереи и выставки, магазины, предлагающие изделия народных промыслов, антикварные лавки, старинные чайные домики и небольшие ресторанчики встречаются здесь на каждом шагу.  Во время прогулки мы посетили Художественный центр Гонпён, который представляет собой двухэтажное здание с четырьмя выставочными залами. Это один из главных павильонов на улице Инсадон, где демонстрируются различные художественные произведения, начиная с картин западных и корейских художников, и кончая скульптурами…
Но Сеул современный – это не только небоскребы, огромные универмаги, современная архитектора, всевозможные магазины, но и новые  экологически чистые районы в городе. Одним из таких районов в центре столицы является русло ручья Чхонгечхон, куда мы с гидом Леонидом совершили после отдыха в гостинице  прекрасную вечернюю прогулку накануне нашего отъезда в Израиль. На этом месте речушка была всегда и играла важную роль в жизни Сеула еще с первой половины ХV века. После Корейской войны середины ХХ века район вокруг ручья был сильно разрушен,  вдоль его берегов образовалось много лачуг, а в ручей сливались нечистоты. Городские власти решили бороться с этими антисанитарными условиями путем сноса трущоб, переселения жителей в другие дома,  заключения ручья в подземную трубу и строительства новой автомагистрали выше ручья. А к началу ХХI  века по инициативе тогдашнего Мэра Сеула и будущего президента  Республики  Корея   Ли  Мён   Бака    был разработан проект возвращения Сеулу ручья Чхонгечхон, который выглядел совершенно фантастично. По плану нужно было полностью снести автомагистраль, вскрыть, оборудовать, озеленить и украсить русло ручья  и решить проблему с наполнением его чистой водой.  И всё это за два года и 300 миллионов долларов!
План был выполнен, и с 2005 года новая экологически чистая зона отдыха была открыта для посетителей. По сути дела, новый Чхонгечхон представляет собой вытянутый в одну линию длиной 10 км ландшафтный парк в самом центре города, по которому можно гулять вдоль речки. На ее протяжении построено 22 моста, а парк украшают разнообразные фонтаны: в форме свечи, фонтан-фейерверк, большой двухъярусный фонтан, ритмичный фонтан, фонтан-тоннель, где вода, вытекая их 42 отверстий с высоты 5 метров, образует 50-метровую арку над прогулочной аллеей. Особенно красиво фонтаны смотрятся ночью благодаря цветной подсветке. 
Кроме фонтанов и мостов, вдоль ручья можно увидеть несколько «стен». Стена Надежды украшает обе стороны набережной речки и выражает трагедию и боль разделения Кореи на два государства и надежду на их объединение. Стена облицована керамическими плитками, на которых оставили свои автографы 20 тысяч корейцев как жителей Сеула, так и Северной Кореи. Вторая стена – Культуры – расписана работами пяти современных корейских художников на тему «дорога в будущее». Но особенно впечатляет третья керамическая стена Панчхадо, украшенная росписями, посвященными поездке 22-го короля династии Чосон императора Чонджо на могилу родителей и имеющая длину 220 метров! На берегу речки  реконструировали даже трущобы пяти двухэтажных деревянных домиков, похожих на те, что ютились у ручья 40 лет назад, причем в каждом домике тщательно воспроизведен интерьер той эпохи…  
 
 
ЮЖНАЯ КОРЕЯ   И   ЕВРЕИ
 
 
Евреи в Корее появились недавно – после поражения Японии во Второй мировой войне в сентябре 1945 года, когда южную часть Корейского полуострова оккупировали американские войска, в которых  небольшой процент составляли евреи – граждане США. С тех пор еврейская жизнь  в 50-миллионной стране концентрируется вокруг американской базы Йонгсан, где есть армейский раввин, можно приобрести кошерную пищу, встретить шабат и т.д. Несколько сот иностранцев-евреев, живущих в Сеуле, - это в основном военнослужащие, бизнесмены и преподаватели. Не так давно здесь поставили первую в Южной Корее хупу - для уроженцев Ирландии, преподавателей английского языка Рейчел и Джеффа Черняк.  «Нам сложно покинуть Сеул даже на несколько дней, - призналась невеста. – Корейские дети очень прилежны и привыкли   к  напряженному   графику.   Поэтому   мы решили мы решили пожениться в Корее». Каким образом евреи влияют на умы корейцев? Оказывается, это единственная страна в мире, где изучение Талмуда входит в обязательную школьную программу! Это удивительный пример «антисемитизма наоборот». Как показывают опросы, большинство корейцев разделяют стереотипы относительно огромного еврейского влияния в бизнесе, политике и массмедиа, но приходят к совершенно противоположным, чем в Европе, выводам. Если этот народ столь успешен, - рассуждают они, - то надо разгадать секрет этого успеха! По мнению корейцев, о чем в свое время прямо заявил  посол Республики Корея в Израиле, он кроется в изучении Талмуда. И это не периферийный предмет – во многих семьях есть издание Талмуда на корейском языке. «У меня, - признался посол Юнг Сам Мах, - два полных комплекта Талмуда, - один мне купила жена, второй подарила мать». Приоритет образования и уважение к семейным ценностям – это то, что делает еврейскую традицию столь востребованной  в Южной Корее. Если переиначить известную фразу поэта Некрасова, она будет звучать так: евреем можешь ты не быть, но изучать Талмуд обязан!
 
 
З  А  К  Л  Ю  Ч  Е  Н  И  Е
 
2 мая 2019 года наше путешествие по Японии и Южной Корее подошло к концу. Настал день отъезда. Мы попрощались с гостеприимным Сеулом и из столичного аэропорта Инчеон в 10 часов утра вылетели в Тель-Авив. Снова  летели 12 часов (!), и за это время я вновь перебирал свои впечатления от незабываемой поездки. Республика Корея прежде всего поражает туристов тем, что всего за 50 лет она из отсталой, аграрной и бедной страны превратилась в одну из самых развитых и передовых стран мира. Южная Корея является единственной страной из получивших независимость после Второй мировой войны, которая достигла огромных успехов в обеих сферах:  экономическом развитии и демократизации, и может в этих областях посоревноваться с лидерами  Европейского Союза!
Стала крылатой фраза «чудо на реке Ханган» (на ней стоит Сеул), представляющая собой кальку фразы «чудо на реке Рейн», которая описывает экономическое возрождение Западной Германии после войны. Термин «чудо на реке Ханган» включает невероятный темп  экспорта южнокорейских товаров, стремительную индустриализацию, высокие технологические достижения, создание роботов, успешное развитие системы образования, значительное повышение уровня жизни, сочетание своей древней самобытной культуры с глобальную урбанизацией, модернизацией всех сфер жизни, а также блестящее проведение Летних  и Зимних Олимпийских игр. Южная Корея поставила два невероятных мировых рекорда:
1.Стала основным донором гуманитарной помощи, будучи когда-то страной, которая получала такую помощь, присоединившись к Комитету содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития в 2010 году.
2.Вошла в «Клуб 20-50», в котором состоят страны, чей ВВП превышает 20 тысяч долларов и чье население превышает 50 миллионов человек, став 7-ым по счету членом мирового клуба после США, Японии, Германии, Франции, Италии и Великобритании в 2012 году. 
Экономику Южной Кореи  сделали развивающейся и процветающей такие высокотехнологичные компании, как Самсунг (смартфоны, компьютеры, фотокамеры, телевизоры) и Хундаи (автомобили KIA, грузовики, корабли и пр.). Цветущая экономика Южной Кореи лишний раз доказывает несостоятельность экономической доктрины Маркса, в основе которой лежит ошибочная идея превосходства общественной собственности над частной  собственностью. Это мы видим на примере прозябающей экономики Северной Кореи, избравшей социалистический путь развития. 
Свой путевой очерк о Южной Корее я хочу закончить собственными стихами, подытоживающими мои впечатления об этой удивительной стране:
                                             
                                           Увидев японское чудо сначала, 
                                           Затем мы коснулись корейской земли.
                                           Нас та же весна вновь в разгаре встречала,
                                           И вишня с азалией пышно цвели.
 
                                           Спасибо Гелене от нас, Леониду, -
                                           Дух Южной Кореи открыли вы нам.
                                           Искусствам и храмам, божественным видам
                                           Я дань восхищения также отдам!
 
                                           И врезался  в память туристов  навеки
                                           Старинный и новый Пусан многолик.
                                           А древний Кёнджи – то корейская Мекка, -
                                           В курганах там спят вечным сном короли.
 
                                           Потом нам явился Сеул в полном блеске,
                                           Сразив керамической длинной стеной.
                                           Тут супермодерна разбросаны всплески, -
                                           Багаж впечатлений увозим с собой!
 
                                           Корея разъята на две половины…
                                           Желаю народу ее всей душой,
                                           Чтоб Север и Юг разрубили плотину
                                           И стали единой свободной страной!
 
 
 
Вячеслав Давыдов (Барух), член-корреспондент ИО АЭСТ 
 
 
 
 
 
Давыдов В. Южная Корея: география и история. ИО АЭСТ, 2021                                 
 
 
 

 

© 2021 Институт нравственной культуры.

^ Наверх