Печать

 

ЖАБОТИНСКИЙ   ОБ   ИНДИВИДУАЛИЗМЕ

 

В октябре прошлого года в Израиле отмечалось 140-летие со дня рождения выдающегося сионистского деятеля правого крыла, титана еврейского возрождения первой половины ХХ века Владимира (Зеэва) Жаботинского. Поражает, как богато одарила его природа талантами поэта, писателя, драматурга, публициста, журналиста, полиглота, переводчика, воина, которые он отдал служению великой сионистской идее возрождения еврейского государства на земле Эрец-Исраэль. Хотя Зеэв не дожил восемь лет до провозглашения Бен Гурионом Декларации Независимости, он своей неутомимой деятельностью приближал его. 

Литературное и публицистическое наследие Жаботинского огромно. Институт его имени в Тель-Авиве предпринял издание десятитомного собрания его  сочинений, из которых уже вышло пять томов. В предыдущих выпусках газеты мы познакомились с высказываниями Жаботинского о любви, железной стене, религии, Эрец-Исраэль, антисемитизме, ассимиляции, эмиграции, мужестве и нации. 

В этом номере я предлагаю вниманию читателей взгляды Зеэва на индивидуализм. В основе их лежит его знаменитое высказывание, выраженное в автобиографической «Повести моих дней»: «Конкретная человеческая личность – вот вершина мира, ведь именно индивидуум был сотворен по образу и подобию Божию». С самых юных дней Жаботинский был приверженцем весьма своеобразной индивидуалистической теории общества, которую он потом углублял и разрабатывал в течение всей жизни. Создается впечатление, что теория эта была изначально присуща его натуре, бывшей одновременно и благородной и безудержной.

Вначале сотворил Бог индивидуума. Поэтому любой конкретный человек есть не кто иной, как венец творения, царь, равный по достоинству ближнему своему, который, в свою очередь, является таким же царем. Лучше пусть индивидуум согрешит по отношению к обществу, а не наоборот, ибо именно ради блага каждого отдельного его члена существует общество… Наверняка найдутся люди, которые усмотрят противоречие между сформулированными здесь основами индивидуалистического мировоззрения и той упорной пропагандой национальной идеи, которой я занимаюсь. Как один из моих друзей, читавший этот текст в рукописи и не преминувший заметить, что, дескать, раньше он слыхал от меня совсем другую «песню», а именно: «Вначале сотворил Бог нацию».

На самом деле здесь нет никакого противоречия. Ведь надо принимать во внимание, что формулировка   о  главенстве   национального   была    мною выдвинута в полемике с теми, кто утверждал, будто началом  всего  является  человечество. Я же верю неколебимо, что в иерархии творения нация стоит выше человечества. Но точно также я верю, что индивидуум, в свою очередь, имеет преимущество перед нацией. И пусть он всю свою жизнь подчинит служению народу, - с моей точки зрения, это никак не отменяет его более высокого статуса. Ибо поступает он так по собственному свободному выбору. По свободной воле, а не по обязанности. Главное, чтобы «фикция» служила достижению нравственной цели, то есть, чтобы она признавала за человеком достоинство свободного царя, не подчиняющегося никакому давлению извне, но всегда поступающего согласно своему личному и независимому  выбору. О «дисциплине» здесь можно говорить только в смысле самодисциплины. От имени этой «фикции», которая-то на самом деле реальней любой «реальности», мы должны провозгласить, что, когда говорится о подчинении законам государства, речь идет о таком подчинении, которое есть выражение свободной воли и согласия отдельного гражданина без всякого внешнего принуждения. Поэтому наиболее разумным, нормальным и удобным для многочисленных царей-индивидуумов строем является «минимальное государство», то есть такой механизм управления, который приводится в действие лишь в самых необходимых случаях. 

…Человеческая личность – это самое возвышенное из имеющихся в нашем языке понятий, индивидуум есть наивысшая ценность, он – подлинный венец творения, стоящий на высшей ступеньке природной иерархии. Вопрос о месте и роли отдельной личности является сегодня пунктом серьезнейших разногласий. Речь идет не просто о разных мнениях, но, по существу, о принципиально различных мировоззрениях. Одно из распространенных ныне мировоззрений зародилось еще в 17-ом веке среди определенной части европейских философов. Многие положения этой концепции унаследованы современными доктринами коммунистического и фашистского толка, где человек является лишь винтиком в государственной машине, которой он обязан служить и поклоняться...

Но мы наследники совершенно другой традиции, утверждающей, что началом всего является отдельная человеческая личность и что именно она была создана Богом при творении мира. Поэтому государство должно служить интересам индивидуума, а не наоборот. Именно наша еврейская традиция является носительницей принципиальной установки о высшей ценности каждого человека. Подлинная демократия – это прежде всего свобода. Цель демократии – гарантировать меньшинству возможность также влиять на происходящее в стране. В конце концов, из кого состоит меньшинство, как не из индивидуумов, каждый из  которых создан «по образу и подобию Божию».

 

Публикацию   подготовил 

Владимир  (Зеэв)  Жаботинский

Вячеслав  Давыдов  (Барух)                                        

    
 
Нравится