Печать

В октябре прошлого года в Израиле отмечалось 140-летие со дня рождения выдающегося сионистского деятеля правого крыла, титана еврейского возрождения первой половины ХХ века Владимира (Зеэва) Жаботинского. Поражает, как богато одарила его природа  - талантами поэта, писателя, драматурга, публициста, журналиста, полиглота, переводчика, которые он отдал служению великой сионистской идее возрождения еврейского государства на земле Эрец-Исраэль. Хотя Зеэв не дожил восемь лет до провозглашения Бен-Гурионом Декларации Независимости, он своей неутомимой деятельностью приближал его. 

 

Литературное и публицистическое наследие Жаботинского огромно. Институт его имени предпринял издание десятитомного собрания его сочинений, из которых уже вышло пять томов. В предыдущих выпусках газеты мы познакомились с высказываниями Жаботинского о любви, железной стена, религии, Эрец-Исраэль, антисемитизме, ассимиляции, эмиграции, мужестве, нации и индивидуализме.

В этом номере я предлагаю вниманию читателей взгляды Жаботинского на роль и значение его любимого детища Бейтара, созданного в 1923 году  и названного в честь его друга Иосифа Трумпельдора, погибшего от рук арабов в 1920 году. Много почетных званий было у Жаботинского, но ни одно не было так дорого ему и не произносилось его учениками с такой любовью, как «Глава Бейтара». Зеэв видел в Бейтаре прежде всего школу, цель которой – произвести переворот в сознании еврейского народа, рожденного в гетто. Жаботинский решительно протестовал против попыток увести Бейтар с этой главной дороги. В Бейтар он вложил всю свою душу и любовь…

Задача Бейтара формулируется просто, но в то же время она невероятно сложна: сформировать тип еврея, который необходим народу, чтобы как можно быстрее и лучше решить задачу построения государства. Другими словами – создать «нормального» или  «здорового» гражданина этого государства. За две тысячи лет галута наш народ утратил цельность, способность сплотиться вокруг общенациональной задачи, разучился защищать себя с оружием в руках перед лицом опасности, он привык к разговорам, а не к делу; в его жизни воцарилась дезорганизация, безалаберность возведена в принцип. И поэтому бейтаровцам предстоит совершить восхождение на высокую и крутую гору, прежде чем они достигнут цели. Но именно потому, что цель хорошо видна в вышине, мы можем быть уверены, что бейтаровцы ее достигнут. 

Бейтар – это начальная школа, где юноша научится владеть кулаком и палкой и вообще средствами самообороны, маршировать и ползать, трудиться, быть опрятным, презирать любые формы разгильдяйства, как бы они ни назывались -  лень или гетто, научится уважать женщину, старость, молитву (даже чужую), демократию и еще много вещей – устаревших, но бессмертных. Такой школой будет Бейтар – именно школой и именно такой - или не будет вообще…

Вместе мы будем ошибаться и исправлять  ошибки, пока не найдем – быть может! – то, что искал и не нашел Ахад Гаам, искал и не нашел Герцль, искал и не нашел Трумпельдор: образ еврейского народа, не только мечтающего о возрождении, но способного к нему.  Бейтар – это подвижничество. Как древние подвижники, храните чистоту и внутреннюю красоту вашей жизни. Да будет для вас законом – красота во всем. В речи и поведении, в отношениях с друзьями и врагами, со стариком, с женщиной, с ребенком. Чем бы вы ни занимались – делайте это честно. В минуту опасности – будьте подобны разящему мечу. В повседневной жизни будьте примером великодушия и честности…  В глубинах души нации под застывшей оболочкой клокочет гнев. Мы еще увидим решительное восстание, и вы будете в тот день указывать народу дорогу.

…Что бы ни было, я верю: во главе нашего народа встанет новый сионизм, и Бейтар – основа этого сионизма. Эта вера помогала мне все последние годы. Ради нее буду жить и работать. И гораздо важнее прошлого – будущее и предстоящие задачи Бейтара. В ближайшие годы мир либо погибнет, либо обновится. Если суждено ему погибнуть – то мы, евреи, должны погибнуть с ним, но на поле боя, защищая справедливость и свободу. И если обновится этот мир, то пусть возродится вместе с нами. Из всех идей, положивших основу Бейтару, эта главная: из избиваемых рабов сделать воинов – «гениев и гордецов».  Бейтар родился 15 лет назад с тем, чтобы в день совершеннолетия стать еврейской армией, отвоевывающей государство Израиль. 

Жаботинский посвятил Бейтару песню, которая заканчивается следующими строчками:

                                            Молчание –

                                            Трусость и грязь.

                                            Восстань!

                                            Душою и кровью

                                            Ты – князь!

                                            И выбери:

                                            Смерть или победный удар –

                                            Йодефет, Массада, Бейтар!

 

Публикацию подготовил 

Владимир (Зеэв) Жаботинский

 
Нравится