Нравственная зеленая повестка

 

Чтобы спасти мир от вырождения и нищеты Израильское отделение Академии экосоциальных технологий, Институт международных отношений и информальной юстиции, эксперты Академии экосоциальных технологий предлагают новую нравственную зеленую повестку - повсеместное внедрение экоповедения и экоуправления во все сферы жизнедеятельности человека с учетом нравственного принципа - человек не должен вредить другому человеку и среде обитания.

Основой нравственной мировой экологической повестки является глобальный экологический принцип (ГЭП) – не вредить среде обитания, другим людям и себе (среде, соседям, себе).   Из глобального экологического принципа проистекает глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП) – вести себя надо так, чтобы не причинять вреда другим людям, себе и среде обитания.

Глобальный этический нравственный принцип заложен в основу нравственного экологического правила III-C: не вредить себе (C1), соседям (C2), среде обитания (C3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом.

Нравственная экологическая повестка придает нравственное координирующее начало всем направлениям жизнедеятельности граждан, организаций и государств мира. Эту нравственную зеленую повестку могут принимать как руководство к действию граждане и руководители различных стран международного сообщества.

Цель нравственной зеленой повестки – формирование нравственной атмосферы на планете Земля.

Средство реализации нравственной зеленой повестки – всеобщее обсуждение и оценка социально-значимых решений, принимаемых публичными лицами во всех регионах мира. Оценка производится с позиций глобального экологического принципа – не вредит ли это решение людям.

Нравственная экологическая повестка определяет гражданский  механизм реализации экологического подхода на основе учета экологических этических индексов (ЭКОИ - экологический индекс, ИО - этический индекс нравственности) в регулировании общественных отношений и социальных процессов, поддержании благоприятного климата на планете Земля.

В этой повестке описывается процесс этической ответственности за нарушение экологии социальных отношений (причинение человеком вреда себе, другим людям, среде обитания).

Специфика нравственной зеленой повестки заключается в том, что она предлагает конкретную технологию влияния граждан и их объединений на реализацию экологического и этического подходов во всех процессах жизнедеятельности.

Декларация нравственной зеленой повестки

 

 

Декларация разработана Институтом международных отношений

и информальной юстиции, 2021 год.

Поддержана Израильским отделением Академии экосоциальных технологий, 2022

 

Предлагается к международному обсуждению и утверждению

Рекомендации и предложения по новой зеленой повестке

направлять по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

Статья 1. Защита экологии как защита природы, человека и гуманных отношений людей во всем мире

 

1. Под защитой экологии понимается защита природы, человека и гуманных отношений людей во всем мире исходя из экологического правила.

2. Нравственное экологическое правило III-C: не вредить себе, соседям, среде обитания ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом.

3. Целью нравственной зеленой повестки является создание нравственной атмосферы на планете Земля.

4. Нравственность – это общее выражение  свойств человеческой природы, выполняющих функцию регулятора отношений между гражданами. Проявляется в форме мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания.

 

Статья 2. Задачи нравственной зеленой повестки

1. Задачами нравственной экологической повестки являются:

реализация экологического и этического подходов в регулировании общественных отношений;

организация экологического и этического воспитания и просвещения;

поддержка и ограничение  прав и свобод человека и гражданина для  защиты экологии.

2. Для осуществления этих задач нравственная экологическая повестка устанавливает основание и принципы экологического воспитания и просвещения граждан,  определяет гражданскую процедуру этической оценки и иные меры поддержки и защиты экологии в любом регионе мира.

3. Вред – ощущаемое или подлинно переживаемое человеком нарушение его жизнедеятельности. Угроза – потенциальный вред жизнедеятельности человека.

4. Способность к распознанию вреда и угроз граждан формируется в процессе социализации и закрепляется в ходе изучения этики экологии.

 

Статья 3. Обеспечение экологии

1. Экология обеспечивается экологическим воспитанием, просвещением, пропагандой, институтами гражданского общества.

2. Для экологического воспитания в образовательных учреждениях и иных организациях может проводиться  всемирный урок экологии, в ходе которого обучаемые и сотрудники осваивают положения настоящей новой мировой зеленой повестки.

 

Статья 4. Всемирный урок экологии

1. В ходе урока экологии граждане, руководствуясь экологическим правилом, овладевают умением давать публичные экологические оценки событиям и действиям, которые совершаются другими субъектами. Умение распознавать вредные поступки в собственном поведении, и поведении других граждан и организаций – обязательный учебный результат проведения урока этики экологии.

2. Подготовка и реализация урока этики экологии координируется институтами гражданского общества, заинтересованными гражданами и организациями.

3. Экологическое просвещение и пропаганда организуются в средствах массовой информации и с помощью информационно-коммуникационных ресурсов. Они направлены на наглядное представление преимуществ экологического поведения и обеспечивают предоставление гражданскому обществу примеров наступления правовой ответственности за нарушение экологии, не этичное поведение и бессовестность.

 

Статья 5. Этика экологии и гражданское общество

1. Поведение человека, руководствующегося экологическим правилом, является экологичным.

2. Этичным является экологическое поведение, обеспечивающее возникновение доверия.

3. Доверие – общественные отношения, возникающие между гражданами и организациями граждан при отсутствии взаимного вреда и угроз. Без доверия невозможно существование гражданского общества, формирование нравственной атмосферы на планете Земля.

 

Статья 6. Экологическая оценка

1. Экологическая  оценка – это оценка гражданами экологичности действий (бездействий) других граждан и организаций граждан с позиций причинения или непричинения вреда и угроз.

2. Процесс экологической оценки носит открытый характер, регулируется гражданским обществом, является одной из форм общественного контроля.

3. Основанием экологической оценки является совершение гражданином или организацией деяния, оцениваемого другими лицами как вредное или угрожающее им и среде обитания.

4. Негативная экологическая оценка является этическим обременением социального субъекта.

 

Статья 7. Гражданское согласие и шкала экологической оценки

1. Гражданское согласие (позитивное или негативное) – это мнение граждан, выраженное в оценочной форме по поводу социальных действий  социальных субъектов.

2. Социальное действие – результат активности социального субъекта:  намерения, заявления, решения,  поступки, затрагивающие интересы, способные нанести вред, создать угрозу для более чем для одного гражданина.

3. Социальный субъект – это отдельный человек, группы людей и их объединения, организации, предприятия, администрация, правительство, гражданское общество в целом.

4. Социальный процесс – это способ существования социального субъекта, его жизнедеятельность, осуществляемая во взаимодействии с другими социальными субъектами.

5. Негативное гражданское согласие – это консолидированное осуждающее мнение множества социальных субъектов  по поводу социальных действий или бездействий других социальных субъектов. Является инструментом граждан по коррекции социальных процессов.

6. Шкала экологической оценки (бинарная, многобалльная) – это способ оцифровки и наглядного представления оценки уровня экологичности социального субъекта. Шкалы экологической оценки могут использоваться гражданами для организации экологического оценивания социальных субъектов.

 

Статья 8. Совесть и социальная справедливость

1. Совесть – этический регулятор поведения человека и гражданина, его внутренний настрой, формируемый в процессе воспитания с помощью других граждан и организаций граждан, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.

2.  Совесть возникает при экологической и этической оценке, общественном обсуждении и осуждении поведения социального субъекта.

3. Социальная справедливость устанавливается и поддерживается социальными субъектами, действующими по совести.

 

Статья 9. Правовая ответственность за нарушение экологии

1. Наказание и иные меры правового характера, применяемые к социальным субъектам, причиняющим вред другим людям и среде обитания, действующим не по совести, допустимо лишь в той мере, в которой они определены действующим законодательством.

2. Совершение социальным субъектом социального действия, этически оцениваемого другими субъектами как вредное, приводит к формированию негативного гражданского согласия.

3. Негативное гражданское согласие в отношении социального субъекта приводит к утрате доверия к нему со стороны других социальных субъектов.

4. Утрата доверия приводит к разрушению репутации социального субъекта.

5. Отсутствие доверия и репутации естественным образом препятствует осуществлению жизнедеятельности социального субъекта. Таким образом осуществляется самонаказание за не этичное поведение и бессовестность.

 

Статья 10. Общественная безопасность

1.  Общественная безопасность – состояние защищенности социальных субъектов от угроз и вреда.

2. Общественная безопасность обеспечивается путем поддержания этики социальных субъектов и гражданского согласия.

3. Неэтичная социально-экономическая политика власти ведет к утрате общественного доверия, разрушает гражданское согласие, нарушает экологию.

4. Ротация кадров, в том числе дискредитирующих власть фактом своего присутствия на публичных должностях, восстанавливает доверие к власти, способствует защите экологии, среды обитания людей.

 

Статья 11. Социальный паразитизм

1.  Социальный паразитизм – способ существования социального субъекта, руководствующегося идеей личной наживы любой ценой.  Следствие культа денег, двойных стандартов, расхождения слова и дела. Социальный паразит причиняет существенный вред экологии, живет за счет других социальных субъектов, не участвуя или имитируя участие в их созидательной деятельности.

2.  Социально-паразитическая структура – организация, все усилия которой направлены на получение средств для поддержания собственного существования. Характерным свойством такой структуры  является имитация ее основной деятельности по решению социальных задач, актуальных для граждан.

3. Социальный паразитизм  является причиной нарушения экологии.

4. Пути профилактики социального паразитизма – общественный контроль и этическая оценка социальных субъектов.

 

Статья 12. Этика и ротации управленческих кадров

1. Управленческие кадры обязаны строго соблюдать этические нормы.

2. Граждане могут непрерывно оценивать социальные действия управленческих кадров. Этот процесс может дополняться публичным дискурсом социальных субъектов и наглядном представлением результатов дискурсивных практик.

3.  Несоблюдение этических норм, выявляемое в ходе этической оценки  действий управленческих кадров со стороны граждан, должно приводить к их ротации.

4. Ротации управленческих кадров, уличенных в нарушении этических норм, обеспечивают солидарность гражданского общества с органами государственной и муниципальной власти, обеспечивают нормальную экологию среды обитания человека.

 

Статья 13.  Этическая оценка как гражданская процедура

1. Этическая оценка – гражданская процедура, осуществляемая гражданами, ощутившими вред от деятельности других граждан и организаций. Публичная этическая оценка является общедоступным способом регулирования социальных отношений, реализует   право граждан на свободу слова и этический выбор.

2. Социальный субъект может вынести информацию о неэтичных деяниях других социальных субъектов в публичную сферу для открытого обсуждения. За достоверность этой информации социальный субъект отвечает в соответствии с действующим законодательством.

3. Вынесенная в публичную сферу информация о неэтичном поведении социальных субъектов, подлежит этической оценке. В процессе этического оценивания могут принять участие все заинтересованные социальные субъекты.

4. За этическое оценивание вынесенной в публичную сферу информации, субъекты, осуществляющие этическую оценку, и (или) ее организовавшие, не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с международным правом.

5. В ходе этической оценки гражданин на письменных или электронных носителях информации в произвольной форме выражает свою оценку вреда, который он получил от оцениваемого физического или юридического лица, или свое мнение по поводу вреда от того или иного социального действия любого социального субъекта.

6. Физические и юридические лица регулируют свою деятельность с учетом этических оценок граждан. Учет положительной или негативной этической оценки осуществляется самостоятельно в форме принятия надлежащих мер к восстановлению и поддержанию общественного доверия и репутации.

 

Статья 14. Дискурсивная практика как гражданская процедура

1. Дискурсивная практика как гражданская процедура – это свободное  участие заинтересованных социальных субъектов в этической оценке и обсуждении социально-значимых  действий других социальных субъектов.

2. Дискурсивная практика может осуществляться гражданами в форме гражданских форумов, государственных, научных, экспертных и общественных советов, открытого общения, отражаться в средствах массовой информации и иных  информационно-коммуникационных ресурсах.

3. Личная этическая оценка любого социального субъекта может быть изменена только им лично неограниченное количество раз в ходе дискурсивной практики.

4. Дискурсы носят непрерывный характер и обеспечивают воспитание нравственности социальных субъектов, социальную справедливость и гражданский мир, формируют частные нормы, регулирующие поведение социальных субъектов.

5. Дискурсивные практики динамичны, субъективны и не могут быть основанием для привлечения к ответственности участвующих в них социальных субъектов в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 15. Экологический индекс (ЭКОИ)

1. Экологический индекс (ЭКОИ) – численный показатель вреда от социальных действий или бездействий субъекта. Формируется в процессе экологического этического оценивания.

2. Каждый социальный субъект может иметь динамический индивидуальный экологический индекс.

3. Экологический индекс является динамической характеристикой социального субъекта, изменяемой в ходе дискурсивных практик.

4. Информация о значениях экологического индекса социальных субъектов является открытой и доступной.

 

Статья 16. Экоидеология

1. Экоидеология включает в себя свободно принимаемую и разделяемую большинством социальных субъектов идею экологии как идею непричинения вреда человеком себе, другим и среде обитания; и связанную с ней процедуру измерения экологичности социальных субъектов.

2. Измерение экологичности социальных субъектов осуществляется в процессе этического оценивания их социальных действий. В результате каждый социальный субъект получает индивидуальный экологический индекс, постоянно корректируемый в процессе дискурсивных практик.

3. Индивидуальные экологические индексы социальных субъектов используются другими социальными субъектами в обеспечении благоприятного этического и природного климата на планете Земля, открытости гражданского общества, государственного строительства, государственного управления, местного самоуправления и других видах жизнедеятельности.

 

Статья 17. Дискурсивно-оценочный метод

1. В основе дискурсивно-оценочного метода лежит глобальный экологический принцип, под которым понимается способ поведения людей, обеспечивающий выживание человечества, основанный на  ненанесении человеком вреда  среде обитания, другим людям и себе.

Из глобального экологического принципа проистекает глобальный этический принцип, согласно которому человеку нужно вести себя так, чтобы не наносить вреда себе, окружающим и среде обитания.

2. Дискурсивно-оценочный метод заключается в создании специальной информационно-коммуникационной конструкции, позволяющей осуществлять направленный сетевой дискурс и массовую этическую оценку в режиме реального времени, визуально отразить вред или угрозу, исходящую от социального субъекта. Такое отражение позволяет людям оказать точное гуманное влияние на социального субъекта, и предотвратить  наносимый им вред, разрушить представляемую им угрозу.

3. Дискурсивно-оценочный подход – это  процедура оценивания этичности поведения конкретных социальных субъектов, опирается на дискурсивные практики конкретной жизнедеятельности этих социальных субъектов. В ходе этих процедур возникают дискурсивно-оценочные регуляторы. Они напоминают субъекту, как нужно вести себя в той или иной социальной ситуации, предоставляют субъектам возможность пояснять, почему они делают так, а не иначе. Другим субъектам дают возможность оценивать социальные действия субъектов, которым рекомендовано изменить свое поведение в соответствии с глобальным экологическим принципом.

 

Статья 18. Экоэтика

1. Экоэтика - область  исследований, в рамках которой изучается экология, под которой понимается поведение человека, при котором в равных отношениях не причиняется вред себе, другим и окружающей среде. Экоэтика выражает  основную сферу регуляции человеческих отношений и связанные с ней чувства солидарности, справедливости, свободы и этических ограничений поведения, защиты окружающей среды обитания.

2. Экоэтика лежит в основе экосоциальных технологий, под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода для формирования экологического мировоззрения для всего человечества.

3. На базе экосоциальных технологий конструируются и внедряются дискурсивно-оценочные сети, которые обеспечивают экологичное и созидательное поведение людей, экоповедение и экоуправление.

4. Экоповедение – это поведение, при котором исключается причинение вреда себе, другим людям и окружающей среде.

5. Экоуправление – это процесс целеполагания, планирования, мотивации, организации, исполнения и контроля социально-значимого действия, управленческого акта, при котором исключается причинение вреда  себе, другим людям и окружающей среде.

 

Статья 19. Экоуправление

1. Для осуществления экоуправления проводятся исследования реальной профессиональной деятельности конкретного объекта управления (специалиста), по результатам которых создаются модели  этой деятельности (модели профессиональной деятельности).

2. Исследования и уточнения моделей реальной профессиональной деятельности носят непрерывный характер для учета изменений, вносимых обстановкой.

3. На базе моделей профессиональной деятельности создаются модели личности специалиста, качества которой соответствуют характеру и требованиям реальной деятельности.

4. Модели личности специалиста составляют основу непрерывного обучения и воспитания на протяжении всей жизнедеятельности специалиста. Уточнение модели личности специалиста, вызванное изменениями обстановки, немедленно отражается в содержании обучения и воспитания специалистов. Обучение осуществляют исследователи реальной деятельности конкретных специалистов, хорошо представляющие предмет обучения и воспитания. Посредники без опыта практической работы по профессии и исследований реальной деятельности специалистов в передаче знаний недопустимы.

5. Соответствие модели профессиональной деятельности и конкретной личности специалиста осуществляется посредством группой экспертной и массовой этической оценки, а также дискурса - открытого публичного обсуждения.

6. При определении несоответствия модели профессиональной деятельности и конкретной личности специалиста осуществляется ротация такого специалиста на дополнительную подготовку и воспитание.

7. При соответствии модели профессиональной деятельности и конкретной личности специалиста осуществляется поощрение такого специалиста и назначение его на более ответственную и руководящую должность.

8. Экоуправление позволяет управлять энергией человеческих масс, направляя её на созидание.

 

20. Экоповедение

1. Для осуществления экоповедения проводятся исследования реальной гражданской  деятельности конкретного субъекта гражданского общества, по результатам которых создаются модели  этой деятельности (модели гражданской деятельности).

2. Исследования и уточнения моделей реальной гражданской деятельности носят непрерывный характер для учета изменений, вносимых обстановкой.

3. На базе моделей гражданской деятельности создаются модели личности гражданина, качества которой соответствуют характеру и требованиям реальной деятельности.

4. Модели личности гражданина составляют основу непрерывного обучения и воспитания на протяжении всей жизнедеятельности человека. Уточнение модели личности гражданина, вызванное изменениями обстановки, немедленно отражается в содержании обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых.   Обучение осуществляют исследователи реальной деятельности конкретных граждан, хорошо представляющие предмет обучения и воспитания. Посредники без опыта практической работы по профессии и исследований реальной деятельности граждан в передаче знаний недопустимы.

5. Соответствие модели гражданской деятельности и конкретной личности гражданина осуществляется посредством групповой экспертной и массовой этической оценки, а также дискурса - открытого публичного обсуждения.

6. При определении несоответствия модели гражданской деятельности и конкретной личности гражданина осуществляется направление такого гражданина на дополнительную подготовку и воспитание.

7. При соответствии модели гражданской деятельности и конкретной личности гражданина осуществляется поощрение такого гражданина и выдвижение его в органы власти.

 

Статья 21. Дискурсивно-оценочные сети

1. Конструирование дискурсивно-оценочных или социально-оценочных сетей осуществляется на основе дискурсивно-оценочного метода.

2. Дискурсивно-оценочные или социально-оценочные сети составляют технологическую базу экосоциальных технологий,  визуально отражающих процесс группового экспертного и массового этического оценивания и обсуждения поведения социальных субъектов с использованием различных шкал.

3. Оценка поведения в режиме реального времени позволяет осуществлять воспитание человека, формирует способность соблюдать в своем поведении требование глобального экологического принципа, глобального этического принципа и экологического правила.

4. Дискурсивно-оценочные сети, используемые гражданскими и профессиональными сообществами для  самоуправления   и организации своей деятельности вправе называться экологическими сообществами: экокультура, экообразование, экомедицина, экоправо, эконаука, экополиция, экобезопасность, экоэкономика, экополитика, экоармия, экотовар, экоуслуга, экоинформация, экопроизводство, экопотребление.

 

Наши всеобщие задачи: изменить метакультурный код человечества, перейти к экокультуре; осуществлять экообразование, под которым понимается такая организация обучения и воспитания, при которой в основу образования положены модели личности специалистов и граждан, получаемые в ходе исследований их реальной деятельности. Экообразование могут осуществлять субъекты, обладающие необходимыми качествами и опытом исследований реальной деятельности специалистов и граждан, способных организовать учебные и воспитательные дискурсивно-оценочные практики. Это новая специальность - субъектология, профессиональная деятельность, направленная на получение, анализ и учет в обучении и воспитании, управлении данных об отношениях к конкретному гражданину, специалисту, руководителю.

Решаются эти задачи путем поддержания в человеческих  отношениях экоповедения и экоуправления с помощью экосоциальных технологий, основанных на визуализации в информационно-коммуникационных средах, конструируемых на основе дискурсивно-оценочного метода,  обратных социальных связей в режиме реального времени.

Дискурсивно-оценочный метод, используемый в управлении и иной деятельности,  позволяет каждому человеку стать субъектом своей жизнедеятельности, созидать для других людей и себя; не вредить среде обитания, соседям и себе.  Так наша цивилизация станет экологичной, безвредной для окружающей среды и для каждого человека на планете Земля.

Рекомендации и предложения по новой нравственной зеленой повестке направлять по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Васильев Владислав Владиславович

Директор департамента информальной юстиции

Профессор Института международных отношений и информальной юстиции

 

Новая экокультура бизнеса: экологический социальный стандарт (ESS-5.2022)

Экологический социальный стандарт (ESS-5.2022) – это система требований, разработанных Международным социальным бюро (https://globalnrav.ast.social), соблюдение которых гарантирует экологическую профессиональную деятельность субъектов мировой экономики и региональных экономик.

Экологический социальный  стандарт принимается добровольно участниками мировой экономики и региональных экономик.

Критерии экологического социального стандарта:

1. Субъекты социально-экономической деятельности осуществляют экологическое поведение, не вредят себе и другим субъектам своей деятельностью.

2. Субъекты социально-экономической деятельности осуществляют экологическое управление объектами деятельности, не вредя себе и другим субъектам своей деятельностью.

3. Деньги, выделяемые на социально-экономическую деятельность, используются как инструмент созидания в интересах большинства, а не как инструмент эксплуатации и угнетения в интересах меньшинства.

4. Планирование, распределение и контроль денег, выделяемых на социально-экономическую деятельность субъекта, осуществляется на основе применения научного метода – дискурсивно-оценочный метод, то есть планирование, распределение и контроль денег осуществляется в условиях прямого и массового обсуждения и оценки этого распределения. Распределитель финансов обязан привлекать группы экспертов и массы граждан для групповой экспертной и массовой этической оценки распределения и освоения финансов, выделяемых на социально-экономическую деятельность.

5. Субъекты социально-экономической деятельности в социально-оценочных сетях помечаются индексом нравственности (оценка вреда) для визуализации обратных социальных связей, что обеспечивает повышение уровня дисциплины данных субъектов, минимизирует коррупцию и социальный паразитизм, разворовывание бюджетов, выделяемых на деятельность.

Индекс нравственности (ECOI - экологический индекс / IN - индекс нравственности) учитывается при планировании, распределении и контроле финансовых средств, выделяемых на деятельность субъекта. Субъекты с низким уровнем ECOI не соответствуют экологическому социальному стандарту. При взаимодействии с таким безнравственно-токсичным партнером неизбежно мошенничество и неисполнение обязательств.

В качестве измерителя уровня нравственности субъектов социально-экономической деятельности используется социально-оценочная сеть «ГлобалНрав»: https://www.globalnrav.ast.social

Институт недвижимости и информальной юстиции оказывает научно-методическое содействие в сертифицировании компаний, желающих повысить уровень качества своих услуг, стать признанной экологической коммерческой организацией.

Контакт для сотрудничества:

Исполнительный директор Института недвижимости и информальной юстиции

Воронец Корнил Антонович

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Руководитель Израильского отделения Академии экосоциальных технологий

Яковлев Валерий Павлович

 

Всех граждан мира приглашаем к сотрудничеству по продвижению новой зеленой повестки

 

Наша цель - продлить жизнь человечества в бесконечность.

 

Для этого мы формируем нравственную атмосферу на планете Земля.

 

Помощник руководителя ИО АЭСТ

Eva Fadeeva

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

 

 

© 2021 Институт нравственной культуры.

^ Наверх