МАСАДА (Национальный парк Израиля)

 

Национальный археологический парк Масада-один из наиболее посещаемых туристических центров Израиля. В 2001-м году он был включён организацией ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия, что подчёркивает исключительное  общечеловеческое значение этого уникального исторического комплекса и необходимость его бережной охраны в интересах будущих поколений. Крепость Масада была выстроена в 1-м веке до новой эры Иродом Великим, царём Иудеи, а в 1-м веке новой эры (конец периода Второго Храма) стал последгим оплотом еврейских повстанцев, боровшихся против римского владычества (Первая иудейская война). Посетители Масады могут ознакомиться с внушительным  комплексом строений иродианской эпохи, использовавшихся в дальнейшем повстанцами, а также с единственной полностью сохранившейся до наших дней системой римской осады (лагеря, блокадная стена, насыпь). Трагические события последних дней крепости превращают её в символ еврейского героизма и в не меньшей мере в символ универсальной борьбы любого народа за свободу и независимость.

 

География

 

Гора Масада, расположенная на восточной окраине Иудейской пустыни представляет собой естественное возвышение высотой в 450 м над уровнем Мёртвого моря, в результате геологических процессов отделившееся от соседнего горного кряжа. Гора омывается пересыхающими потоками: Бен Яиром с запада и Масадой с юга и с востока.Вершина горы представляет  собой плоскую ромбовидную площадку размером 650 м на 300 м. Между Масадой и Мёртвом морем пролегает белёсая равнина, образованная осадочными мергельными породами древнего моря Лашон и изрезанная руслами многочисленных потоков, стекающих  окрестных гор. Вдоль побережья тянутся две древних дороги,соединяющие Иудейскую пустыню с Заиорданьем. Удалённая от всех обитаемых районов и непреступная благодаря своим отвесным склонам гора представляла  собой идеальное место для  сооружения крепости.

 

Исторический очерк. Письменные источники

 

Исследователи Масады имели возможность опираться в своей работе на одно из самых известных исторических сочинений древности - "Иудейскую войну" Иосифа Флавия, содержащую поистине бесценные сведения об этом периоде еврейской истории. Хотя в научном мире не утихают споры относительно достоверности ряда описываемых Флавием событий и фактов, раскопки Масады во многом подтвердили его рассказ.

          

Хасмонейский период

 

Согласно Иосифа Флавию, гора была впервые укреплена первосвященником Ионатаном, братом Иехуды Маккавея (середина 2-го века до н.э.). Достоверность этого утверждения Флавия до сих пор не подтверждена раскопками, поэтому некоторые исследователи полагают, что речь идёт о царе Иудеи из Хасмонейской  династии Александре Янае, именовавшемся также Ионатаном (первосвященник с 103-го до 76 г. до н.э.). Монеты, отчеканенные Александром Янаем, были найдены на территории Масады.

           

Иродианский период 

 

Ирод, царь Иудеи, оценив стратегические преимущества Масады, сделал её своей зимней резиденцией. В 40 году до н.э., когда парфяне, заклятые враги Рима, возвели на престол Антигона II, Ирод бежал из Иерусалима в Масаду и, оставив там семью под защитой 800 воинов, отправился искать поддержки в Рим. Антигон осадил Масаду, но её защитники, страдавшие от недостатка воды, были спасены внезапным дождём, наполнившим водой ямы и расселины. В 37 году до н.э., воцарившись в Иудее, Ирод превратил Масаду в мощную крепость, которая могла бы служить ему надёжным убежищем в случае восстания или вторжения вражеских войск. После смерти Ирода в 4 году до н.э. и установления в 6 году н.э. непосредственного владычества Рима над Иудеей в Масаде был размещён небольшой римский гарнизон.

 

Период восстания

 

Иосиф Флавий рассказывает, что в 66 лет, с началом Первой иудейской войны (Большого восстания), Масаду захватили сикарии, прозванные так из-за того, что они были вооружены короткими кривыми кинжалами (сика-кинжал), которые скрывали  складках одежды. Сикарии представляли собой наиболее радикальное крыло антиримской оппозиции. Возглавлял их Менахем бен-Йехуда Галилейский. Состав повставцев был достаточно пёстрым, среди них, по-видимому, встречались и ессеи, и самаритяне. После падения Иерусалима (в 70-м году), последние его защитники бежали в Масаду, среди них был Элазар бен Яир (племянник Менахема Галилейского), который возглавил повстанцев. В период восстания казематы в крепостной стене и дворцы Ирода  были превращены в жилые помещения. Повстанцы, строго соблюдавшие все законы еврейской религии, устроили в крепости синагогу и ритуальные бассейны для омовения (миква).

             

Осада

Десятый римский легион под командованием Флавия Сильвы подошёл к Масаде из Иерусалима и осадил её. На протяжении 73-го года (или 74-года-мнения учёных в отношении точной даты расходятся). 8 тысяч римских воинов стояли вокруг крепости восемью лагерями. У подножья крепости ими была выстроена окружная блокадная стена, отрезавшая повстанцев от внешнего мира. Затем римляне приступили к сооружению на западном склоне горы (наименее непреступном) осадного вала, по которому к стенам крепости можно было бы подкатить тараны. По мере поднятия земляной насыпи её укрепляли деревянными подпорными стенами. Многочисленные еврейские пленники доставали Десятому легиону воду (очевидно из Эйн-Геди) и продукты питания.

Защитники крепости тоже не сидели сложа руки и предвидя прорыв, сооружали на вершине горы внутреннюю бревенчатую стену с земляным наполнением. Такая стена не могла пострадать ни от таранов, ни от обстрела каменными ядрами, поскольку, в отличие от каменной, амортизировала удары. В месяце нисан, когда высота насыпи достигла 70-ти метров, римляне подняли  по ней 30-метровую осадную башню с откидными мостами и пробили брешь в крепостной стене. Сооружённую повстанцами внутреннюю стену им удалось без особого труда поджечь. Иосиф Флавий сообщает, что в ночь на 15-е нисана (первый день праздника Песах) Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми - предпочесть смерть мучительному и позорному рабству.     

"Затем избрали по жребию десять человек,которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и детей,обхватив руками их тела,и с охотой поставил своё горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность.Эти люди без содрогания пронзили мечами всех,одного за другим. Затем они бросили жребий между собой,чтобы тот,на кого укажет судьба,убил девятерых товарищей,а затем наложил руки и на себя. Так погибли они все с уверенностью,что не оставили после себя ни единой живой души,над которой могли бы надругаться римляне...Назавтрв поднялись римляне на Масаду,и когда нашли груды убитых,не возрадовались при виде погибших врагов,а только застыли в молчании,поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти" (VII.9.1).

В этом описании Флавий ссылается на рассказ двух женщин,которые с пятью детьми укрылись в пещере и поведали римлянам о томкак мужчины убили своих жён и детей,а затем по жребию-друг друга. Последний из 960 осаждённых поджёг крепость и покончил с собой. Таким образом последний очаг еврейского сопротивления был ликвидирован. На территории Масады разместился римский гарнизон.

 

       

 

Византийский период

 

После того, как римляне в 111-м году покинули крепость,она в течении трёх веков пустовала.  В 5-м веке (Византийский период) в Иудейской пустыне возникают многочисленные христианские монастыри. На Масаде располагается Монастырь отшельников (Лаура). Возможно, это упоминаемый отцами церкви монастырь Марда.

         

Научные исследования

 

В 7-м веке арабские завоеватели положили конец присутствию Византии в Эрец-Исраель. Масада окончательно обезлюдела и погрузилась в полное забвение вплоть до 19-го века. Впервые гора, которую арабы называли А-саба, была идентифицирована как Масада американцами Э.Робинсоном и Э.Смитом в 1838 году.

В 1842 году Масаду посетил американский миссионер С.У. Уолкот и английский художник Типпинг.

В 1851 году Ф.де Сольси составил первый план Масады.

В 1867 году Ч. Уоррен взошел на вершину горы с востока, в 1875 году К.Р. Кондер составил карту Масады и её окрестностей.

В 1905 году Г.Д. Сандель обнаружил систему водоснабжения крепости.

В 1932 году раскопки Масады производил А.Шультен (главным образом с целью исследования системы римской осады).

Постепенно в научном мире возрастает интерес к удивительной крепости. В 1963-1965 годах Еврейский университет в Иерусалиме организует большую археологическую экспедицию на Масаду, возглавляемую И.Ядином. В ходе раскопок была расчищена почти вся застроенная часть скалы и произведена частичная реставрация древних построек. Археологи обнаружили тысячи прекрасно сохранившиеся артефактов и письменных источников, которые позволили воссоздать впечатляющую картину материальной и духовной культуры Иудеи периода конца Второго Храма. В 1966 году Национальный археологический парк Масада был открыт для посещения публики. В 1971 году начал действовать фуникулёр. Прокладка вдоль берега Мёртвого моря современного шоссе значительно увелич  поток посетителей.

Исследования Масады продолжаются. В 1995-м году в рамках проекта Развития национального парка Масада, финансируемого министерством туризма, возобновились раскопки, осуществляемые Еврейским универсиетом в Иерусалиме. Работы по охране и реставрации Масады проводятся Управлением природных заповедников и национальных археологических парков.

 

 

ОТРЫВОК ИЗ РЕЧИ ЭЛАЗАРА бен ЯИРА,

произнесённой в ночь падения Масады 

(Иосиф Флавий, Иудейская война,VII,320-336

 

«Мужайтесь, герои, покройте себя славой! Уже давно постановили мы не подчиняться римлянам, ни другим властителям,кроме одного только Бога, ибо только Он истинный и справедливый царь над людьми.

И вот настало время исполнить наш обет. Не посрамим же себя в этот час, ведь и прежде душа наша гнушалась рабской долей, хотя тогда рабство ещё не угрожало нам такими чудовищными опасностями.

Не предадим же себя и теперь добровольно ни рабству, ни тем ужасным мучениям, которые ожидают нас.

Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живими!

Мы первые восстали против них и последними покидаем поле боя.

Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми, чего не дано было совершить нашим братьям, пленённым внезапно.

Нам же открыто, что ожидает нас завтра, и предоставлено право избрать славную смерть героев - вместе с теми, кто нам дорог.

Пусть наши жёны умрут не опозоренными и наши сироты не изведают горечи рабства. А затем сослужим друг другу последнюю службу, окажем последнюю милость, и что может быть, братья, лучше и дороже почётного савана свободы?

Но прежде чем умрём, предадим огню наше имущество и крепость. Я точно знаю: римляне огорчатся, увидев, что не взяли нас живьём и обманулись в своих надеждах поживиться добычей. Только съестные припасы оставим не тронутыми, чтобы они свидетельствовали  после наше смерти, что мы не страдали ни от голодв, ни от недостатка питания, но сами предпочли смерть рабству-как и постановили заранее...»

 

 

Использованная информация

 

 

Исследовательские и научные работы Гая Штибель, Орит Шахам-Губера, Эсти Бен Хаима, Эхуда Нецер, Ора Шир, Шалом Квелер, Юваль Артман.

Фото из архива национальныъх парков.

Фото из Института археологии при Еврейском университете в Иерусалиме.

 

Элекронная почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

 

https://gamerwall.pro/48634-kreposnt-masada-israil.html

https://tury.club/sight/krepost-masada

 
 

 

Валерий Павлович Яковлев 

Руководитель Израильского отделения Академии экосоциальных технологий

 
 
 

 

© 2021 Институт нравственной культуры.

^ Наверх