Вячеслав  Давыдов (Барух)

 

С    И    Н    А    Й      ( Е  Г  И  П  Е  Т )

 

Этот очерк посвящен моей поездке в Синай, состоявшейся в августе  2022 года. В какой-то степени она оказалась для меня неожиданной. Где-то за две недели  до поездки я случайно встретился в городском автобусе Беэр-Шевы с другом Львом Гайдуком, который сообщил мне, что есть возможность отправиться  на пятидневную автобусную экскурсию в Синай  вместо него, так как он не может ехать по состоянию здоровья. Я, недолго думая, согласился, тем более, что давно мечтал о такой поездке. Лев тут же дал мне телефон руководителя туркомпании АКУНА МАТАТА Элины, которая, организовывала эту экскурсию. Я быстро связался с Элиной, подвез ей в Ришон ле Цион, где находится туркомпания, деньги и получил в отпечатанном виде полную информацию о туре в Синай.  Пандемия еще не кончилась, и требовалось подготовить нужные справки о здоровье для перехода через границу. Я занял последнее свободное место в туре, что меня вполне устраивало, так как мне полагался отдельный номер в гостинице (правда, за дополнительную оплату).

После двухдневных сборов  в дорогу я рано утром 2 августа сел в указанном Элиной месте  Беэр-Шевы в экскурсионный автобус, который через три часа доставил нашу группу в пограничный пункт Таба возле Эйлата. На оформление документов и багажа ушло около часа (это нам еще повезло!). Группа состояла из 25 человек, а нашим сопровождающим гидом была та же Элина. После выхода из пограничного пункта на египетскую территорию нас приветливо встретил местный гид Тарик, который пригласил группу сесть в египетский автобус и во время пути в город Шарм эш-Шейх на хорошем русском языке дал нам подробную историческую и географическую справку о Синайском полуострове.  Стояла 40-градусная жара, но в автобусе, имевшем  кондиционер,  было прохладно, и я с интересом смотрел из окошка на ту землю,  где когда-то 40 лет бродили по пустыне наши предки, прежде чем ступить на Землю Обетованную. 

 

                      ИСТОРИЯ  И  ГЕОГРАФИЯ  СИНАЯ

   

Синай – это полуостров , имеющий форму клина, заостренного к югу, ограниченный с севера - Средиземным морем, с запада  Суэцким заливом и  с востока – заливом Акаба, выходящим к Красному морю. Синайский полуостров является частью территории Египта на границе между Азией и Африкой, территориально относится к Азии и служит сухопутным мостом между этими двумя континентами. Синай имеет площадь 60 тысяч кв.км, а его население составляет 600 тысяч человек. В северной части полуострова в конце 19 века был построен Суэцкий канал, по которому суда проходят из Средиземного  в Красное море. В классическую эпоху этот регион был известен как Аравия Петрейская.  Само название Синай, как предполагают историки, произошло от имени древнего месопотамского бога луны Сина. Божество луны Син ассоциируется именно с этим регионом, а древнеегипетский бог луны Тот также ассоциируется с Сином, и его культ был широко распространен по всей южной оконечности Синайского полуострова. Согласно Еврейской энциклопедии начала 20 века, ссылающейся на раввинский источник рабби Элеэзера (9 век), название Синай может происходить от библейского еврейского слова «Сэнэ». Это слово известно только в двух случаях, описанных в Танахе, имеющих отношение к неопалимой купине. По мысли рабби Элеэзера, гора Хорив получила название Синай только после того, как Всевышний явился Моисею в виде несгорающего куста. В христианской традиции полуостров получил название Синай из-за одноименной горы рядом с монастырем Святой Екатерины. В дополнение к официальному названию египтяне называют этот полуостров Ард-аль-Файруз, что переводится с арабского как «земля бирюзы».

В основном территория Синайского полуострова занята пустыней, ближе к югу имеются горы и плоскогорья. Самая высокая точка – это гора Святой Екатерины высотой 2637 метров. В Синае открыты месторождения нефти, с древних времен традиционно добывается бирюза. Крупнейшими городами  Синая являются Эль-Ариш – столица Северного Синая, и Шарм-Эль-Шейх – столица Южного Синая. 

В течение двух с половиной тысячелетий Синайский полуостров входил в состав Древнего Египта, и через него шли торговые пути из Месопотамии в Северную Африку. В 13 веке до н.э. спустя 50 дней после исхода евреев из Египта 12 колен  под водительством Моисея подошли к горе Синай, где получили в дар от Всевышнего Тору. В эпоху правления персидского царя Дария Первого (521-486 годы до н.э.) Синай был частью персидской провинции Заречье, что означает «за рекой Евфрат». Преемник Дария царь Камбис Второй со своей армией успешно преодолел Синайскую пустыню, самую сильную линию обороны Египта, и победил армию Египта  под командованием Псамметиха Третьего, сына и преемника фараона Амасиса Второго в битве при Пелузии.  Египтяне отступили в Мемфис, который отошел под контроль персов, а фараона взяли в плен и увезли в Сузы  в Персии. 

В 4 веке до н.э. Египет  завоевал греческий царь и полководец Александр Македонский, а после его смерти власть над Египтом перешла  к греческой династии Птолемеев. В 1 веке до н.э. Египет «проглотила»  Римская империя, а Синайский полуостров стал частью римской провинции Аравия Петрейская. До покорения Римом страной правила египетская царица Клеопатра, которая, не желая попасть в плен к римлянам, покончила с собой, дав укусить себя ядовитой змеей. После раскола Римской империи на Западную и Восточную (Византия) Синайский полуостров в 6 веке отошел к Византии и вошел в  состав ее провинции Палестина Салютарис. У подножия горы Синай между 527 и 565 годом по приказу византийского императора Юстиниана был построен  православный монастырь  Святой Екатерины, который стал центром христианской религии в Египте.  Во время крестовых походов Синай находился под контролем халифата Хатимидов (Айюбидов). Позже султан Саладин ликвидировал халифат Фатимидов в Египте и распространил на этот регион свою власть. Это был стратегический путь из Каира в Дамаск во время крестовых походов. Чтобы обезопасить этот маршрут, султан построил цитадель на острове Фараон, недалеко от Табы, известную под названием «Цитадель Саладина». Я имел возможность увидеть из автобуса эту  неприступную крепость, хорошо сохранившуюся до наших дней. 

Синайский полуостров управлялся как часть Египта при Мамлюкском султанате с 1260 по 1517 год, когда османский султан Селим Первый разгромил египтян в битвах при Мардж Дабике и Ридании и включил Египет в состав Османской империи. С тех пор и до 1906 года Синай находился под управлением османского провинциального правительства даже после установления в 1805 году правления династии Мухаммеда Али (хедивата) над остальной частью Египта. Спустя столетие, в 1906 году османская Порта официально передала управление Синаем Египетскому хедивату, что, по сути, означало, что он перешел под контроль Британской империи, которая оккупировала и в значительной степени контролировала Египет со времен англо-египетской войны 1882 года. Тогда же была проведена восточная граница этой территории, которая проходит почти по прямой линии от Рафиаха на берегу Средиземного моря до Табы в заливе Акаба. Эта граница до сих пор остается границей между Египтом и Израилем. 

После провозглашения независимости Израиля в мае 1948 года Синайский полуостров использовался Египтом в качестве плацдарма для нападения на еврейское государство. Во время войны за Независимость в 1948 году египетская армия через Синай вторглась в Израиль, но ее нападение кончилось полным поражением. В октябре 1956 года, во время Синайского кризиса, когда новый египетский президент Гамаль Абдель Насер закрыл для израильских судов национализированный им Суэцкий канал, войска Армии обороны Израиля при содействии армий Британского королевства и Французской республики вторглись на Синай с целью отмены национализации канала и оккупировали большую часть его территории. Однако в марте 1957 года Израиль и его союзники были вынуждены вывести свои армии с Синая под сильным давлением США и СССР. После этого Чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН) были размещены на Синае  для предотвращения дальнейшего развития  конфликта. 

Через десять лет,  в мае 1967 года, Насер, будучи ярым антисемитом (не уступающим в ненависти  к евреям Гитлеру!) и получив огромную военную помощь от СССР, потребовал от ЧВС ООН покинуть Синайский полуостров, и египетские войска вновь оккупировали его. В ходе победоносной Шестидневной войны, когда премьер-министром страны был Леви Эшколь, Израиль занял весь Синайский полуостров и сектор Газа, бывший тогда частью Египта. Суэцкий канал был снова закрыт. Израиль начал создавать крупные еврейские поселения  в Синае. Тогда Египет начал войну на истощение, направленную на то, чтобы заставить Израиль уйти с Синая. В конечном счете война завершилась со смертью Насера в 1970 году без каких-либо изменений на линии прекращения огня. Спустя три года, в йом Кипур 6 октября 1973 года Египет при следующем президенте Садате и более мощной военной поддержке СССР приступил к военной операции «Бадр», заключив союз с Сирией, которая одновременно начала военную операцию по возвращению Голанских высот. Так началась внезапная для Израиля  война Судного дня, известная в Египте как Октябрьская война. В это время премьер-министром Израиля была женщина Голда Меир. Вначале египетские войска, штурмовав линию Бар Лева на Синае,  успешно продвигались вперед, но потом в ходе военных действий произошел перелом, и на более поздних этапах войны израильские войска, получив значительную военную помощь от США, пересекли южную часть Суэцкого канала, отрезав 3-ю египетскую армию, и заняли участок западного берега канала.

После войны, окончившейся победой для нашей страны, в рамках последующих соглашений с Египтом, Израиль отвел свои войска от непосредственной близости к Суэцкому каналу, а Египет согласился разрешить проход по нему израильских судов. Канал был вновь торжественно  открыт в 1975 году, когда президент Анвар Садат провел первый конвой судов через канал на борту эсминца ВМС Египта. В 1977 году Садат публично объявил о своем намерении посетить Израиль и обратиться к Кнессету с предложением мира. Израильская сторона не возражала, и Садат прибыл  с трехдневным визитом в Израиль, став первым лидером арабского государства, посетившим нашу страну. Через год, в сентябре 1978 года президент Садат и новый премьер-министр Израиля Менахем Бегин собрались для ведения переговоров в Кэмп-Дэвиде – загородной резиденции президента США. В итоге этих переговоров были подписаны Кэмп=Дэвидские соглашения – «Принципы для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке», целью которых было послужить основой для будущего мирного договора. 

Мирный договор был подписан в Вашингтоне 26 марта 1979 года. Документ подписали премьер-министр Бегин, президент Садат и президент США Джимми Картер  в качестве свидетеля. Согласно договору, война между Израилем и Египтом прекращалась, Израиль обязался  вывести все войска и поселения с Синайского полуострова, после чего в полном объеме устанавливались дипломатические, экономические и культурные связи между двумя странами. Весь арабский мир вместе с СССР  встал против этого договора. А вот Садату пришлось заплатить за договор  жизнью: он был убит по приказу палестинского террориста № 1 (председателя ООП) Ясера Арафата за предательство интересов палестинского народа в Каире во время военного парада в 1981 году. Надо сказать, в  Израиле по-разному отнеслись к заключению мирного договора с Египтом, - были и сторонники, и противники. Я же обеими руками за договор, ибо, как говорил Цицерон, «Худой мир лучше доброй войны». Особенно активно развиваются отношения между Израилем и Египтом в области туризма, чему способствует отмена виз для израильтян и египтян. Благодаря этому договору я мог побывать в Египте еще в 1994 году и теперь путешествую по Синаю в 2022 году… 

Надо сказать, что возвращение Синая Египту доставило египтянинам немало  проблем, прежде всего связанных с вопросами безопасности. На полуострове  окопались террористы разных мастей и организаций, устраивающие теракты как против египетских солдат и полицейских,  так и туристов, приезжающих в Синай из множества стран. Египетское правительство активно занимается  проблемой охраны интуристов, особенно израильских, и регулярно проводит на полуострове антитеррористические операции. Наш автобус, куда бы мы ни ехали, всегда сопровождали двое вооруженных полицейских, причем часто в гражданской одежде, так что ЧП на дорогах у нас никогда не было. 

По дороге в Шарм эш-Шейх у нас была остановка в небольшом городке Дахоб, расположенном на берегу Красного моря. Здесь мы вкусно пообедали, отдохнули, снова сели в автобус и через два часа пути прибыли в курортный египетский город Шарм эш-Шейх. Здесь нас разместили в очень приличной гостинице «Марина Шарм», где мне достался просторный номер 567 на 5 этаже. Вечером, после отдыха у нас была внеплановая (по желанию) поездка в торговый и пешеходный район  Сохо, расположенный недалеко от аэропорта. Первое, что поразило нас здесь, это богатая иллюминация  в центре района, второе – это удивительный фонтан,  который каждый час, когда включается подсветка, оживает и «танцует». Струи воды в центре неглубокого фонтана и по его окружности меняют направление и высоту , как будто в танце. В это время струи подсвечиваются поочередно разными цветами, и выглядит весь фонтан под музыкальное сопровождение совершенно волшебно!  В Сохо мы сделали покупки в многочисленных сувенирных магазинах, рассчитываясь за товары не в местных лирах, а в долларах. Продавец (он же владелец) одного из магазинов предложил мне свои услуги в качестве гида по Египту (он хорошо говорил по-русски, так как учился в Московском университете  Дружбы народов имени Патриса Лумумбы), и мы на этот случай обменялись телефонами. 

На следующий день у нас после завтрака было три часа свободного времени, которое мы использовали  для купания в Красном море. Было, конечно, жарко, зато морская вода чистой  и прохладной! Так что покупаться в море и полежать на чудесном песчаном пляже было одно удовольствие! 

 

                      Ш А Р М   Э Ш – Ш Е Й Х

 

После моря Элина пригласила группу занять места в автобусе, и местный гид Тарик провел для нас весьма насыщенную экскурсию по городу. Как и положено, начал он с исторической справки. Египетский город-курорт часто ошибочно называют Шарм-эль-Шейх, но более правильно его  называть Шарм-эш-Шейх, что в переводе с арабского означает «бухта (залив) шейха». Он расположен на крайней южной точке Синайского полуострова и с юго-запада граничит с национальным парком Рас-Мохаммед, на северо-востоке – с национальным заповедником Набк, с севера-запада прикрыт от ветров и непогоды грядой Синайских гор, а с юго-востока омывается Красным морем. Недалеко от береговой линии находится остров Тиран. Известный со времен Османской империи, бывший небольшим поселком еще в 70-ые годы, город по причине удобного расположения, хорошего климата и богатого природного мира приобрел большую популярность среди туристов.

С 1967 по 1982 город находился в составе Израиле под названием Офира, но после заключения мирного соглашения был возвращен Египту. После оккупации Израилем Синайского полуострова здесь появились отличные дороги, первые гостиницы и кемпинги. В отличие от эль-Ариша, который был полностью разрушен, египетское правительство разрешило израильтянам перед уходом оставить еврейский квартал в Шарм-эш-Шейхе в целости. Исторически в городе не велось сплошной единовременной застройки, поэтому он рос путем развития множества отдельных районов. Главная магистральная улица – проспект Мира протянулся на 30 км вдоль западного берега залива Акаба и соединяет разбросанный на громадном пространстве город в единое целое. Поражает планировка города: расстояние между отдельными районами иногда достигает 15-20 км, так как свободное пространство между ними занято пустыней или невысокими горами. Всего таких районов 13, из которых главным считается Наама-Бей, в котором расположена наша гостиница. Это неофициальный туристский центр Шарм-эш-Шейха, который отличается наличием по соседству с шикарными отелями элитных торговых центров, казино, спортивных площадок, центров по дайвингу (подводному плаванию), ресторанов, ночных клубов, а также Клео-парком и пешеходной аллеей-променадом вдоль моря. 

Главную роль в развитии Шарм-эш-Шейха как всемирно известного  курорта сыграл Хосни Мубарак, многие годы бывший президентом Египта и после 30-летнего правления свергнутый  во время январской революции 2011 года. Он сам обожал отдыхать  в этих местах и построил для себя и двух сыновей несколько роскошных вилл. Впоследствии в городе-курорте стали проводиться международные саммиты, и здесь побывали президенты США Билл Клинтони и Обама, президент России Борис Ельцин и главы многих других государств. Мы были свидетелями, как Шарм-эш-Шейх готовился к проведению очередного  Международного саммита по экологии, намеченного на  ноябрь того же 2022 года: повсюду в городе благоустраивались новые дома и автодороги, проводились посадки деревьев и строились (к моей радости!) велосипедные дорожки.

В Шарм-эш-Шейхе сосредоточено довольно много достопримечательностей, часть которых нам показал гид Тарик. Начали мы с Дельфинария, имеющего импозантный, привлекательный фасад.  Места были полностью забиты туристами, которых из разных стран было не меньше 500. Шоу продолжалось час, в течение которого дельфины под управлением молодых дрессировщиков развлекали зрителей: прыгали вверх, ныряли вниз, играли с шарами, соревновались в скорости, танцевали и даже… пели! Хотя я и до этого бывал на представлениях дельфинов в других  странах, считаю, что шоу в  Синае нисколько не уступает им. Отсюда мы направились к развлекательному комплексу «1001 ночь», по которому  совершили прекрасную прогулку. Мы увидели настоящий дворец, сошедший со страниц известной книги арабских сказок и радовавший своими архитектурными и дизайнерскими деталями. Не прошли и мимо сувенирных лавок.

Когда гид Тарик нам объявил, что в дальнейшем плане стоит посещение музея Тутанхамона, мы, конечно, были сильно и приятно удивились. Я видел знаменитую коллекцию Тутанхамона в Египетском музее, когда был в Каире в 1994 году. А здесь,   в самом центре Шарм-эш-Шейха был открыт в 2016 году специально для привлечения туристов еще один музей Тутанхамона,  в котором, правда,  представлены не оригиналы, а их копии. Гид напомнил нам, что гробница юного египетского царя эпохи Нового царства Тутанхамона была найдена в Долине царей английским исследователем Говардом Картером и археологом-любителем лордом Джорджем Карнарвоном в 1922 году. Открытие гробницы стало одним из крупнейших событий в истории египтологии и мировой археологии. Гробница – одна из немногих, сохранивших наиболее ценные артефакты, несмотря на то, что ее дважды грабили расхитители.  Идя по залам музея, мы видели под стеклом не отличимые от оригинала копии сокровищ из гробницы, а сведения о них можно было прочитать на табличках на английском и русском языках.  Впечатления остались очень яркие!

После музея Тутанхамона мы поехали смотреть красивую мечеть Эль-Мустафа, построенную в северной части города в 2008 году. Торжественность и красота этого строения из серого мрамора, сказочная роскошь отделки стоит того, чтобы на них полюбоваться. Основное здание с огромным куполом и 26-метровые минареты выполнены очень изящно, а подсветка фонарями делает их еще великолепнее! Нам разрешили войти внутрь здания (тем, кто был в соответствующей одежде), где интерьеры мечети с превосходными люстрами, виражами и коврами восхитили нас еще больше!

Совсем иначе выглядит Коптская церковь, расположенная в районе Хай Эль-Нур, недалеко от Старого города. Она являет пример того, как разнообразие и удивительное смешение стилей коснулось архитектуры культовых сооружений. Этот необычный по архитектуре христианский храм возвышается над другими постройками района, в нем чувствуются и католические традиции, и элементы местного колорита. Коптский храм популярен не только благодаря внешней красоте, но и очень доброжелательному отношению к верующим со стороны его служителей. Затем мы отправились в район Хадаба, где прогулялись по улице Ил Меркато. Она представляет собой маленький кусочек Италии, где стоит побывать хотя бы для контраста с египетским колоритом. Это пешеходная улица (местный Арбат) с многочисленными магазинчиками и кафе. Мне понравилось, что на этой улице, в отличие от большинства мест в Египте, торговцы почти не пристают к прохожим, поэтому чувствуешь себя весьма  уютно и комфортно. 

      Затем по просьбе группы гид Тарик показал нам бывший Еврейский квартал, сохранившийся в старой части города после того, как израильтяне покинули Шарм-эш-Шейх в 1982 году. Мы увидели аккуратные белые домики на вершине горки с крутым обрывом, который напомнил некоторым туристам из нашей группы греческий остров Санторини. Сейчас эти домики занимают египетские семьи, которые, надеюсь, чувствуют благодарность евреям, продавшим им свое жилье по дешевой цене. 

      Закончили мы экскурсию по городу посещением Старого рынка,  расположенного рядом с бухтой Шарм-эль-Майя. На самом деле базар не старый, а стилизован под восточную старину. Как и все восточные базары, он очень пестрый и шумный, и здесь нужно торговаться, чтобы приобрести какой-нибудь сувенир или вещь по адекватной цене. Иногда торговцы настолько входят в образ, что от них можно услышать ругань в адрес покупателя. Но такое, к счастью, происходит нечасто. Уставшие, но довольные экскурсией, мы, нагруженные покупками, вечером вернулись в гостиницу,  и многие  из нас отправились на пляж, чтобы освежиться после жаркого дня в прохладной морской воде…

     Затем был обильный ужин в гостинице, после которого я решил прогуляться по вечернему району Наама-Бей в окрестностях нашей гостиницы «Шарм-Марина», чтобы дополнить общее впечатление от Шарм-эш-Шейха.  Именно отсюда начал расти курортный город, именно здесь – средоточие всей курортной жизни: чудесные пляжи с золотистым песком, спокойные волны залива, песчаное дно, возможность покататься на яхте, обилие сувенирных магазинчиков, кафе и развлекательных центров. Конечно, в столь прекрасном месте всегда много народа, но это мне нисколько не мешало. Наоборот, было интересно посмотреть на бурлящую жизнь со стороны, на радостные лица интуристов и местных арабов, одетых в национальные одежды, сесть за столик и заказать мороженное и кока-колу. Не обошлось и без посещения магазинов, один из которых, - книжный - удивил меня огромным количеством книг на арабском, английском и русском языках. Я выбрал для себя один из красиво изданных местных путеводителей под названием  «Синай. Дайвинг Гид» на русском языке. К нему мы еще вернемся… 

 

          КРАСНОЕ  МОРЕ.  ДАЙВИНГ.  РАС-МОХАММЕД

 

      Последующие два дня нашего пребывания в Шарм-эш-Шейхе были непосредственно связаны с Красным морем. Дело в том, что на следующий день у нас состоялась довольно длительная прогулка на катере по Красному морю, и наш гид Тарик перед прогулкой рассказал группе, чем интересно это море и чем оно отличается от других морей мирового океана. Словосочетание «Красное море» является прямым переводом греческого «Эритра таласса» и похожих слов других языков того времени. Существует несколько версий происхождения названия Красного моря. Одна из них ставит название моря в зависимость от той или иной части света. В мифических сказаниях многих народов мира стороны света связаны с определенными цветовыми оттенками. Например. Красный цвет символизирует юг, белый – восток, черный – север. Что касается Красного моря, то слово  «красный», по-видимому, указывает на его южное местоположение. Согласно другой версии,  море было названо так  из-за сезонного цветения микроскопических водорослей вблизи поверхности воды. Избыток красного пигмента фикоэритрина у такой водоросли вызывает «цветение» воды в Красном море, которое вместо сине-зеленого становится рыжевато-бурым. А вот в 16 веке допускалось еще одно название моря -  «Суэцкое».

Красное море очень молодо. Его формирование началось около 25 миллионов лет назад, когда в земной коре появилась трещина и образовался Восточно-Африканский рифтовый разлом. Под действием центробежной силы из-за вращения Земли Африканская плита отделилась от Аравийской, и в результате в земной коре образовался провал, который постепенно, на протяжении тысячелетий, заполнялся морской водой. При этом плиты движутся постоянно, и ровные берега Красного моря расходятся в разные стороны со скоростью 1 см в год. Красное море омывает берега Азии и Африки: Египта, Судана, Джибути, Эритреи, Саудовской Аравии, Йемена, Иордании и Израиля (в районе Эйлата). Его площадь равно 450 000 кв.км, длина составляет от1932 до 2350 км, ширина - от 305 до 360км, а средняя глубина – 437 метров. Почти на всем протяжении Красного моря восточные и западные берега параллельны друг другу. На севере моря располагаются два залива – Суэцкий и Акаба, который соединяется с Красным морем через пролив  Эт-Тиран.  По заливу Акаба проходит разлом, поэтому его глубина достигает больших значений. (до 1800 метров).

Особенность Красного моря состоит в том, что не впадает ни одной реки с постоянным водотоком, а сезонные притоки немногочисленны и редко доходят до моря. Так как реки обычно несут с собой ил и песок, существенно снижая прозрачность морской воды, то из-за их отсутствия вода в Красном море кристально чиста. Еще одна особенность  Красного моря – это самое соленое море Мирового океана. В одном литре воды содержится 41 грамм соли, тогда как в открытом океане – 34 г, а в Черном море – 18 г. При полном отсутствии поступления воды с суши, малочисленности осадков и огромном испарении с поверхности моря, дефицит воды в Красном море компенсируется лишь поступлением воды из Аденского залива. Во время научных подводных экспедиций на больших глубинах свыше 600  метров  были обнаружены воды с аномально высокой температурой и соленостью, обогащенные металлами. 

После рассказа гида наша группа вместе с другими группами погрузилась на катер, предварительно надев на себя спасательные жилеты. Длительная морская прогулка по Красному морю доставила нам большое удовольствие. Но еще большее удовольствие получили любители дайвинга, то есть подводного плавания. Вот я и подошел к рассказу о том, чем еще славится на весь мир Синай. Из путеводителя «Синай. Дайвинг Гид», обильно снабженного красочными иллюстрациями, я узнал много интересного об этом виде спорта. Для дайнеров это не просто плавание под водой с ластами и маской на небольшой глубине в 2-5 метров. Это еще любованием богатым подводным миром Красного моря, включающим разнообразные коралловые рифы и их обитателей рыб - от маленьких до внушительных размеров. По богатству подводного мира в Синае на первом месте стоит Шарм-эш-Шейх, затем Таба и Дахаб.

Благодаря своему многообразию дайвинг в Египте доступен как новичкам, так и опытным дайверам. В зависимости от степени сложности подводного плавания дайвинг в Красном море может быть рекреационным (любительским) – без получения сертификата, рекреационным для сертифицированных дайверов, техническим (погружение с дыхательным аппаратом на глубину ниже 40 м) и с ребризером (в специальным подводном аппарате на глубину ниже 100 м.). Большинство туристов опускалось с катера в воду в ластах и маске  в 300-400 м от берега, и было интересно наблюдать, как они ныряли на небольшую глубину и потом выплывали на поверхность, визжа от радости.  Я также мог бы взять на прокат ласты и маску за определенную плату и погрузиться в воду, но не решился на это, не имея опыта подводного плавания. Прямо на катере у нас был отличный обед, после которого мы еще три часа продолжали балдеть, плавая по Красному морю.   

На следующий день мы, согласно плану, попрощались с Шарм-эш-Шейхом и отправились на своем автобусе с тем же гидом Тариком  к Национальному парку Рас-Мохаммед, расположенному на самом юге Синайского полуострова в 25 км от города Шарм-эш-Шейха. Через величественные скальные  ворота мы въехали в парк, который был  создан решением египетского правительства в 1983 году. Вот что написано об этом парке в путеводителе «Синай. Дайвинг гид»: «Это первый Национальный парк Египта, в переводе означающий «Голова Мухаммеда» и представляющий собой  огромный природный заповедник, занимающий площадь 480 кв.км (!). Преобладающая часть заповедника – морская, составляющая 76% от его общей поверхности, то есть 365 кв.км против 115 кв.км суши. Из них только 10% заповедника открыто для посещения туристов, а остальные 90% закрыты. Внушительная горная масса образована ископаемыми кораллами, самые древние из которых относятся к периоду от 1,8 миллионов до 10 000 лет назад и являются свидетельством существенного изменения уровня морского дна. Из-за особенности своего расположения с равнинами, дюнами, вади, горными цепями, необычайно густонаселенным фауной коралловым барьером и участком с мангровыми деревьями, вся эта площадь представляет экологическое, растительное и животное богатство, насчитывающее 218 видов кораллов, более 1000 видов рыб, 220 видов птиц 80 видов растений и 14 видов млекопитающих. Осенью в Рас-Мохаммеде можно встретить тысячи перелетных птиц, особенно белых аистов, останавливающихся здесь во время миграции из Европы в Южную Африку». К написанному в путеводителе о Национальном парке трудно что-либо добавить. 

Во время прогулки по берегу Красного моря гид Тарик показал нам мангровые заросли. Эти необычные деревья отличаются от обычных тем, что на их листьях можно увидеть и попробовать язычком настоящую соль, которую они поглощают из моря вместо с морскою водой. В принципе, все побережье на этом участке представляет собой огромный песчаный пляж, на котором мы расположились, чтобы искупнуться в Красном море. А те из нашей группы, кто имел при себе ласты и маску, бросились окунаться в воду, чтобы вновь насладиться видами кораллового дна. Одна из женщин (Таня) предложила мне на время свое «снаряжение», чтобы я попробовал себя в подводном плавании. Я решился поплавать под водой лицом вниз близко от берега, и мне открылась вся красота коралловых рифов. Моему восхищению не было предела! Поплавав под водой, я с горячей благодарностью вернул Тане ее «снаряжение», решив в будущем серьезно заняться дайвингом…

Затем настал час обеда, который организовали для нас местные бедуины. Именно они составляют основное население Синая. Всего на полуострове проживает около 30 бедуинских племен, половина из которых постоянно враждует друг с другом. Только три бедуинских племени из десяти, проживающих на юге Синая, вовлечены в туристскую сферу бизнеса, а остальные не хотят  трудиться, ища другие способы, не совсем честные, зарабатывать  на жизнь. Бедуины не только накормили нас вкусным обедом, но и проявили истинное гостеприимство и радушие по отношении к нашей группе, зная, что мы из Израиля. После бедуинского обеда мы отправились в город Дахаб,  еще утром загрузив автобус своими вещами. 

  

 

                                                 Д   А   Х   А   Б

 

Через два часа пути мы прибыли в  Дахаб, тот самый город на берегу Красного моря, в котором у нас был обед три дня назад по дороге из Табы в Шарм-эш-Шейх. Прежде, чем поселиться в гостинице, Тарик провел для нас экскурсию по городу, начав, как всегда, с его истории. Три тысячи лет назад Дахад был просто группой прибрежных оазисов, входивших в состав Древнего Египта. Между 1 и 2 веками до н.э. набатейские мореплаватели заложили свой форпост на месте, где сейчас находится старый город. Найденные в 1987 году во время археологических раскопок в старом городе  развалины маяка и портового форта можно увидеть и сейчас. Тогда по этой земле проходили важные караванные пути, и поселения, бывшие  частью этой торговой цепи, процветали. Дахаб стал удобным портом для перевозки грузов через залив Акаба. Здесь шла бойкая торговля всем, что могло продаваться и покупаться, в том числе драгоценными камнями, ювелирными изделиями и золотом. Этот торговый порт служил перевалочной базой на торговых маршрутах Набатейского царства и обеспечивал доставку товаров в город Магнах, который находился на противоположной стороне Акабского залива, на берегу Аравийского полуострова. В Библии, в Книге Моисея упоминается поселение Дизахаб,  что значит «золотое изобилие». В долине, где расположен Дахаб, песок имеет золотистый оттенок. Возможно, это и послужило причиной, почему город был назван Дахаб, что означает «золото». Однако  несколько лет назад геологи из Каирского университета провели минералогическое исследование остаточных пород в районе Дахаба и подтвердили, что в этой местности действительно есть золото. Правда, не в виде огромных самородков или золотых жил, но все же есть. А значит, Дахаб мог действительно быть когда-то «золотым портом». 

После исчезновения Набатейского царства, приблизительно 800 лет назад, на территории современного Дахаба поселились несколько семей кочевников-бедуинов. В старом городе под названием Масбат сохранилась бедуинская деревня Ассала. Здесь мы прогулялись по набережной, вдоль которой вплотную друг к другу стоят недорогие кампы, маленькие отели, рестораны, лавочки и кафе. Рядом находится район новостроек Мубарак, Медина и Лагуна, где расположены дорогие отели и бары. В начале 20 века Дахаб, благодаря наличию у его берегов больших коралловых рифов, стал вторым по величине (после Шарм-эш-Шейха) центром дайвинга на Синайском полуострове. Именно государственная программа поддержки индустрии туризма Египта превратила Дахаб в развивающийся курортный город международного значения. 

Главная особенность дайвинга в Дахабе состоит в том, что почти все погружения совершаются с берега. Здесь более 30 дайв-сайтов, максимальная глубина которых достигает порой 200 и более метров. Всего в городе открыто более 60 дайв-центров. Рядом с городом располагаются такие известные дайв-сайты, как Голубая Дыра и Канион. Дахаб является одним из крупнейших центров обучения техническому дайвингу и совершения погружения на глубину до 200 метров. Наряду с дайвингом здесь также развиваются такие водные виды парусного спорта, как виндсёрфинг и кайтсёрфинг. Помимо водных видов спорта в Дахабе развит экологический туризм. Популярны путешествия по Синайской пустыне на верблюдах или внедорожниках с заездом в монастырь Святой Екатерины и отдыхом на безлюдных пляжах Акабского залива. Ныне Дахаб имеет полноценную развитую структуру поселка городского типа. В нем находятся банки с сетью банкоматов, пункты обмена валюты, почта. Имеются две барокамеры и госпиталь, оборудованный по всем европейским стандартам. 

По окончанию экскурсии по городу нас расселили в местной гостинице на одну ночь, и мне достался, как и полагалось, отдельный номер 226 на втором этаже. На вечер  была намечена экскурсия на гору Синай, на которую Элина записывала по желанию туристов из нашей группы. Желающих оказалось вместе со мной всего девять человек. Не густо. Ночью нас ожидало восхождение на гору Синай. Поэтому перед подъемом нам следовало хорошо отдохнуть и даже поспать, что я и сделал. В 11 часов вечера все записавшиеся на экскурсию собрались внизу в фойе в  ожидании посадки на автобус. Элина не поехала, но с нами был  наш постоянный гид Тарик, который раздал нам сухой паек вместо ужина. Настроение у всех было отличное, бодрое.  Смеясь, вспоминали стихи Сергея Михалкова :

                                                  Умный в гору не пойдет, 

                                                   Умный гору обойдет.

Но мы, девять человек, записавшиеся на экскурсию, посчитали себя не очень умными и потому были готовы подняться на гору Синай. Признаюсь, что я  согласился на этот тур пор Синайскому полуострову прежде всего ради подъема на Святую гору и отступать от своего желания не собирался! Вскоре последовала команда садиться в автобус, и мы весело отправились в путь.

 

                                   Г   О   Р   А        С   И   Н   А   Й

 

Путь  к горе Синай, расположенной в центре южной части Синайского полуострова в 140 км от города Дахаба, занял около 2 часов. По дороге гид Тарик довольно подробно рассказал нам об этой горе и о том, какое значение она имеет для евреев, христиан и мусульман. В Торе гора упоминается под разными названиями: Синай, гора Божия, гора Божия Хорив, гора Хорив. В христианской Библии и Коране она называется гора Синай и гора Моисея. Гора Синай несколько раз упоминается в Коране: «Клянусь горой Синаем (дословно Синином)», в другом месте «Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай (дословно Сайна)». К сожалению, еврейская традиция утратила знание точного местонахождения горы Синай. Оно было забыто, по-видимому, уже в эпоху царей, поэтому христианская  и мусульманская традиция почитания горы Моисея не связана непосредственно с древней еврейской традицией. 

Многие столетия расположение горы Синай в южной части Синайского полуострова никем не оспаривалось. Однако в последние годы об этом говорят не столь уверенно. Поводом для сомнений послужило  исследование итальянского археолога. Эммануэля Анати. Проводя раскопки в израильской пустыне Негев, он наткнулся на следы огромного древнего религиозного комплекса с множеством алтарей, ритуальных каменных кругов и колонн рядом с самой высокой горой в этой местности – Наг-Карком.  Анати предположил, что евреи не делали крюк через Синайский полуостров, а пошли напрямую в пустыню Негев. И там Моисей, встретившись со Всевышним на горе Наг-Карком (по его версии, Синайской), получил скрижали Завета (две каменные плиты) с десятью Божественными заповедями. Впрочем, к версии итальянского ученого-еврея многие специалисты по истории Древнего мира отнеслись критически, обратив внимание на нестыковки в его выводах. Эту версию не приняли и видные еврейские раввины. Так что вопрос, где именно находилась библейская гора Синай, до  сих пор остается открытым. Но эта информация нисколько не поколебала меня в решимости подняться на гору Синай: «Раз не нашли настоящую гору, - сказал я Тарику, - пусть будет эта гора!». «Правильно думаешь, товарищ, -ответил мне гид с улыбкой, - тебе будет легче подниматься наверх».

Так или иначе, еще в начале 2 века н.э. христиане-паломники  стали селиться именно у горы на Синае. А в начале 4 века там появилась одна из первых монашеских общин, обосновавшаяся в монастыре Святой Екатерины у подножия соседней горы. Потом сюда пришли грузины, и в 9 веке появилась грузинская община. Согласно Книге Исхода, здесь Моисей впервые услышал слово Божье из горящего, но несгорающего тернового куста. Господь велел ему вернуться в Египет и потребовать от фараона отпустить евреев на свободу. После перехода через Красное море и трехмесячного странствования по пустыне еврейский народ под предводительством Моисея подошел к горе Синай.  Последователи христианской религии до сих пор уверены, что именно здесь Господь призвал Моисея на вершину горы, где он пробыл в пещере 40 дней и 40 ночей, и где Всевышний даровал ему  десять заповедей. 

Около часа ночи наша группа прибыла к месту, откуда туристы начинают восхождение на гору Синай. Это довольно обширная автостоянка, по краям которой находятся магазинчики и несколько кафе. Прямо перед нами виднелась огромная гора, которую я принял за Синайскую, - настолько веяло от нее древним библейским духом. Но Тарик на мой вопрос «Не Синай ли это?», ответил,  что это гора Екатерины, самая высокая в Египте. Ее высота – 2637 метров, а за нею скрывается  гора  Синай, которая  пониже первой, имея высоту 2285 метров. Гора Екатерины получила название от православного мужского монастыря Святой Екатерины, построенного византийским императором Юстинианом в 6 веке и расположенного на ее склоне на высоте 1559 метров.

Пройдя через контрольно-проверочный пункт, наша группа оказалась в окружении бедуинов, держащих под уздцы верблюдов и наперебой предлагающих нам свой бедуинский «транспорт». Стоимость у всех была одна – 25 долларов до самой вершины. Мы обратились с вопросом к Тарику: стоит ли нам подниматься на верблюде?  Тарик объяснил нам, что на вершину горы Моисея ведут два маршрута. Первый, более короткий (3 км), но и более трудный, включает в себя 3750 ступеней покаяния, вырубленных монахами на склоне горы. С этого маршрута открывается великолепный вид на долину даже ночью. Но к нему надо быть морально и физически подготовленным. Второй маршрут – это так называемая «Верблюжья» тропа длиной 7 км, представляющая более простой и  легкий способ покорить вершину Синая. Большую часть этого маршрута можно пройти верхом на верблюде. Но в одном километре от вершины придется спешиться и преодолеть остаток пути уже самостоятельно. Возможно добраться до самого верха и на верблюде, но это будет не комфортно из-за обилия камней на дороге. А спускаться вниз с вершины будет намного проще, без помощи верблюда. «Так что решайте сами», - заключил свою речь Тарик. Он передал нас главному инструктору у бедуинов молодому Мухаммеду и на время простился с нами

Трое людей из группы решили сразу же сесть на верблюдов, остальные пять сказали, что пойдут пешком, и я присоединился к ним, чувствуя в себе достаточный запас сил для подъема на гору.  Часть бедуинов осталась возле КПП в ожидании новой группы туристов, а часть пошла с нами, рассчитывая, что где-то в пути кто-то из нас устанет и захочет взобраться на верблюда. Первые три километра я шел довольно бодро, подсвечивая перед собой фонариком внутри пелефона. Но в середине пути я стал немного задыхаться, а ноги все больше и больше не слушались меня.  Я попросил Александру, приятную даму с многолетним туристским стажем, сделать остановку для отдыха. Мне вновь вспомнились стихи Сергея Михалкова «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».  Я спросил у Александры: «Может, мне лучше пересесть на верблюда? Боюсь, что  я не дойду до вершины». «Конечно, садись на верблюда, если нет сил дальше идти. Здоровье дороже, чем деньги». Она что-то сказала на английском главному инструктору, и тот попросил одного из сопровождавших нас бедуинов помочь мне сесть на своего верблюда. Я тут же заплатил ему за бедуинский «транспорт» 20 долларов. Моему примеру последовали еще двое, а трое из группы продолжали идти пешком. 

«Как хорошо, что с нами остались бедуины с верблюдами, - подумал я с облегчением, - иначе пришлось бы нести меня обратно на носилках». Потом я смекнул: они, имея богатый опыт сопровождения туристов и видя мои седины, знали наперед, что рано или поздно я захочу пересесть на верблюда.  Не  могу сказать, чтобы путь верхом на верблюжьем горбу был особенно приятен, Ведь во время ходьбы верблюд сильно раскачивается, и здесь, что важно, надо крепко держаться за него, чтобы не упасть. Правда, это требовало немало усилий, но все же меньше, чем идти пешком. Рядом шел бедуин, крепко держа верблюда за уздцы, и я был спокоен за свою безопасность. Была черная, черная ночь, далеко внизу светились огни, а над головой мигали мириады  звезд.

Так мы прошли по верблюжьей тропе еще три км, пока не подошли к придорожному «трактиру» для туристов, где можно было что-то поесть, попить и отдохнуть. Между тем, время было уже четыре часа то ли ночи, то ли утра, и забрезжил рассвет. От трактира открывался вид на ущелье Илии, также известное как Семь старейшин Израиля. Это был естественный амфитеатр, где соединялись два маршрута – легкий (верблюжий) и тяжелый (пеший). Здесь сохранился пещерный храм пророка Илии. До амфитеатра и от него до вершины Синая оставался  еще один километр пути.  Александра обратилась к группе с вопросом, есть ли у нас силы пройти этот километр. Она напомнила слова Тарика, что последний участок пути будет особенно тяжелый, так как весь усеян камнями, и что преодолеть его на верблюдах будет очень трудно, не говоря уже о пешем ходе. Никто из туристов, включая меня, не выказал энтузиазма идти дальше. Тогда Александра, посоветовавшись на английском  с Мухаммедом, сказала, что мы приняли правильное решение, - лучше не рисковать, а дождаться на этом месте восхода  солнца и затем спускаться с горы вниз к автостоянке, куда придет за нами автобус с Тариком к 8 часам. Я задал Мухаммеду вопрос, который перевела на английский Александра: что можно увидеть на вершине горы Синай?  Так мы узнали, что на вершине горы Моисея находятся небольшая православная церковь Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой сохранилась пещера, где согласно Библии, в течение 40 дней и ночей укрывался и беседовал со Всевышним Моисей. Увы, в этой пещере нам уже не было дано побывать…

В 5 утра из-за гор показалось солнце, которое осветило своими золотыми лучами всю окружающую местность. Нам открылся удивительный  по красоте вид на горный пейзаж, где вилась тропа Моисея, по которой мы поднимались наверх.  Это была поистине библейская картина, при виде которой у меня не оставалось сомнений, что мы поднимались на гору Синай! Бедуин предложил мне спускаться с горы на верблюде, но я отказался, вправе полагая, что спускаться самому более удобно и безопасно. После спуска, продолжавшегося два с половиной часа (это все-таки не подъем!),  мы дали себе отдохнуть на валунах вблизи монастыря Святой Екатерины и затем прошли к автостоянке, где нас уже ждал  гид Тарик. Усталые, но довольные, мы сели в автобус. Еще два часа  пути, и 6 августа в 10 часов мы, как планировали, вернулись в Дахаб, находясь под ярким впечатлением от подъема на гору Синай.  

Элина на 4 дня назначила группе выезд из гостиницы, и у нас было достаточно времени, чтобы отдохнуть, освежиться в море и пообедать. В назначенное время  мы загрузили вещи в автобус, тепло попрощались с работниками гостиницы и взяли курс на пограничный пункт Таба, куда прибыли  через два часа. Пройдя без проблем на КПП все необходимые формальности, мы через Эйлат выехали на 90 шоссе и в 10 вечера прибыли в Беэр-Шеву. Так закончилось мое пятидневное путешествие на Синайский полуостров. А через две недели появились стихи «Синайское откровение», в которых я вылил свои впечатления от подъема на гору Синай. Ими я и хочу завершить свой путевой очерк, посвященный этому чудесному туру:

 

                               Недаром в Синай я так рвался, собратья! 

                               Предстал Шарм-эш-Шейх – знаменитый курорт.

                               Здесь Красное море так рифом богато!

                               Ждут шоу дельфинов, корабль  и порт!

 

                               А в полночь мы едем к горе Моисея, -

                               Нам нами – весь в звездах ночной небосвод!

                               Когда-то сюда вождь колен иудеев

                               Привел из Египта еврейский народ.

 

                               Нас тут бедуины радушно встречают, -

                               И я на верблюде взбираюсь наверх.

                               Вот и Моше я себе представляю,

                               Кто шел той тропою в далекий тот век. 

                            

 

                              Казалось, гора вновь дымилась, дрожала, 

                              Средь молний шофар зазвучал без конца…

                              Спускаясь с вершины, разбил вождь Скрижали, 

                              Увидев внизу золотого тельца!

 

                              Всевышний простил грех народу, и снова

                              Скрижали Завета Моше он вручил.

                              А с ними – для рода людского основа –

                              Те десять законов весь мир получил!

 

                              И было духовным для нас восхожденье, -

                              С горы нам открылся чудесный восход…

                              Отныне вся жизнь моя станет служеньем

                              Всевышнему, людям, добру от щедрот!

 

                                                        

                             2023

 

© 2021 Институт нравственной культуры.

^ Наверх