Отзыв в секретариат Академии экосоциальных технологий на статью:
Ярцев А.Б. Экология религии: введение в проблематику. Санкт-Петербург: Институт философии АЭСТ, 2021
 
В статье (Экология религии: введение в проблематику  https://fig.ast.social/menu-news/8-ekologiya-religii-vvedenie-v-problematiku.html) автор достаточно хорошо обосновал актуальность своего исследования. Экология религии изучает влияние окружающей среды на те, или иные религиозные аспекты. Не исключается, впрочем, и обратная корреляция. Различные конфессии могут быть определены как более экологичные, нейтральные или менее экологичные. Составными частями религиозно-экологического подхода выступают следующие сегменты: экология человека (его органическая основа и биологические аспекты воспроизводства) – религия (часть этнокультурной системы) – деятельность по поддержанию существования (субстанциальная и/или производственная активность) – экологическое окружение. Эти сегменты прямо связаны друг с другом, и изменение в одном из них так или иначе приведет к изменению в других.
Религия же осуществляет, наряду с общеидеологическим и установочным воздействием, регуляцию взаимодействия человека и окружающей среды посредством обрядов, ритуалов, предписаний, установок и т.п. Автор показывает в работе экологический подход к изучению религии. Он является частью старых процедур, использовавшихся в экологии человека, практиковался в исторических исследованиях ближневосточных религий, присутствовал в доктринах старых эволюционистов, которые отмечали, что воздействие природы на людей оказывало влияние на их представление о богах и на их мифологию. Сегодня экологические идеи прошлого возродились в очищенном и модифицированном виде, и мы стали более четко осознавать эти идеи и их методологическое значение.
Опираясь на дискурсивно-оценочный метод В.А. Чигирёва и П.И. Юнацкевича, представляется возможным развивать исследовательскую деятельность в области экологии религии, применять философско-религиоведческие инструменты для анализа тех или иных конфессий, действий, концепций, определять их соответствие глобальному экологическому принципу. На плечи исследователя ложится не только задача изучения эмпирического массива данных по вопросам взаимодействия окружающей среды и религии, но и выявление соответствия экологическому императиву различных проявлений религиозной жизни – от экоактивизма до фундаментализма, и, как следствие, противодействие таким нарушениям, как религиозный или экологический радикализм, терроризм, экстремизм. Кроме того, слаженная работа в области экологии религии позволит объединить сообщество ученых, работающих в различных смежных областях, и провести интегрирующие исследования, результаты которых обогатят российскую и мировую науку.
Вместе с тем, в ходе обсуждения публикации автора в Институте философии были высказаны ряд пожеланий для дальнейших исследований автора.
Основными задачами научного обеспечения экологии религий является  развитие научных знаний об экологическом поведении (экоповедении, исключающем вред себе и другим людям) адептов религий и экологическом управлении (экоуправлении, исключающем причинение вреда другим людям) религиозными организациями.  
Актуальность экологического подхода к изучению религий вызвана необходимостью защиты общества и государств от вредной деятельности со стороны ряда религиозных деятелей, и руководителей религиозных организаций, использующих религии в качестве средства личного обогащения, служащих не столько Богу, сколько «Золотому тельцу», верящих в деньги как в Бога.
Также не вызывает сомнений актуальность изучения массовых преступлений (мошенничества) лиц, использующих в корыстных целях дезадаптивные методы воздействия на адептов религий, у которых имеются психические расстройства.
После распада СССР, ликвидации системы атеистического воспитания в Российской Федерации отмечается рост числа традиционных религиозных конфессий и сект. Одновременно увеличивается количество психически больных лиц, вовлеченных в деятельность официальных религиозных конфессий и сект. Представители следственных органов, прокуратуры, общественных организаций все чаще вынуждены проводить экспертизы в отношении адептов традиционных конфессий и современных религиозных культов, являющихся обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями в гражданских или уголовных делах. 
Как отечественные, так и зарубежные специалисты посвящают ряд публикаций проблеме возникновения психических расстройств, связанных с вовлечением лиц в деятельность современных религиозных культов («сект»). Часть исследователей рассматривает в этих публикациях судебно-психиатрический аспект (Лунц Д.Р., Морозова Н.И., Фелинская Н.И., 1966; Антонян Ю.М., Гульдан В.В., 1991; Кондратьев Ф.В., 1995 -2000; Кудрявцев И.А., 1999; Дмитриева Т.Б., Иммерман K.JL, Кондратьев Ф.В., 2001; Гурьева В.А., Макушкин Е.В., 2001). Другие публикации касаются темы дезадаптивных методов воздействия на личность, применяемых в деструктивных культах (Целикова В.В., 1996, 1997; Волков Е.В., 1996, 1999; Скородумов А.А., 1996, 1999; Hunter Е., 1953; Lifton R., 1961; Deutsch А., 1980; Longone М., 1993; Singer М., Lalich J., 1995). В некоторых работах затрагивается структура психических нарушений (Короленко Ц.П., 1995; Макушкин Е.В., 1995; Полищук Ю.И., 1995, 1997; Положий Б.С., 1996, 1998; Клембовская Е.В., 1998; Кондратьев Ф.В., 2000, 2001; Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000; Гурьева В.А., Вострокнутов Н.В., Макушкин Е.В., 2001; Clark J., 1979; Galanter М., 1982, 1990; Frank М., 1992; Remschmidt Н., 1992). Психологическая и социальная дезадаптация вовлеченных в культы также описывается в публикациях по данной проблеме (Куликов Л.В., 1999, 2000; Снетков В.М., 2000; Barker Е., 1997; Cialdini R., 2000; Myers D., 2002). Обеспокоенность проблемой расширенных суицидов адептов отражена в ряде статей и работ (Hall J., 1987; Thibodeau D., Whiteson L., 1996; Wright S.A., 1996; Abgrall J. M., 1999, Юнацкевич П.И., 1999).
Озабоченность по поводу вреда, причиняемого религиозными организациями гражданам, не раз выражало Европейское сообщество (1992, 1996, 1999, 2001), высказывая в своих резолюциях обеспокоенность незаконными действиями сект, направленных против социальных, имущественных, юридических свобод граждан и особенно в отношении причинения вреда здоровью, в том числе психическому. В этой связи Европарламент рекомендует создать государственные и общественные организации для помощи жертвам религиозных мошенников.
Существование факторов риска, причинения вреда здоровью при вовлечении в современные религиозные культы отражено в правительственных документах Российской Федерации. В утвержденной 17.12.1997 г. Указом Президента РФ № 1300 «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» особо отмечается «необходимость учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России». В Постановлении Правительства РФ № 600 от 17 мая 1996 года о «Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью» выделен специальный фрагмент 2.6.4., в котором, в частности, предписывается обобщить материалы о социальных и медицинских последствиях деятельности в России нетрадиционных для нее религиозных организаций. Эти положения также сохраняются в «Концепции национальной безопасности» РФ, принятой 02 июля 2021года.
На основании этого Постановления Правительства Минздрав РФ издал приказ № 294 от 23 июля 1996 года «Об упорядочении проведения медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций».
Серия отдельных судебно-психиатрических экспертиз и медицинских заключений о деятельности тех или иных современных религиозных культов, проведенных в ГНЦ судебной и социальной психиатрии им. В.П. Сербского и конкретно показавших факты причинения вреда здоровью их адептам, была обобщена в аналитическом обзоре «Проблема религиозных культовых новообразований («сект») в психолого-психиатрическом аспекте» (2000).
Вместе с тем остается полностью не исследован вопрос психического здоровья и вреда для адептов от вовлечения в деятельность традиционных религиозных организаций. 
Результаты исследований, выполненных Юнацкевичем П.И. (1994-1997 годы) показали, что деятельность религиозных организаций основана на использовании методов дезадаптации личности. У всех адептов намеренно формируется компульсия. Это симптом, представляющий собой периодически возникающее навязчивое поведение, при котором человек начинает выполнять предписанные представителем религиозной организации  действия, которые, как ему кажется, он выполнять вынужден. Невыполнение этих действий повышает тревожность адепта до тех пор, пока он не перестанет сопротивляться позыву, и не выполнит религиозно ритуала (многократное повторение религиозного текста, молитвы, поклона иконе и тому подобное).  Компульсивность возникает из-за длительного тревожного состояния человека, неуверенности в завтрашнем дне, которая вызвана утратой субъективности человека. Он перестал или не обучен влиять на других так, чтобы обеспечивать безопасность жизнедеятельности и не нарушать при этом общественную нравственность и закон.
Установление феноменологических особенностей психических расстройств, возникающих в период активного участия в деятельности религиозной организации и секты, и их отличия от воспринятой адептом «нормативности» культового учения и модуса поведения может быть использовано для дифференциального диагноза в процессе проведения судебно-психиатрических экспертиз по уголовным и гражданским делам, в которых адепты участвуют в качестве обвиняемых, свидетелей или потерпевших, а также для постановки органами юстиции вопроса о причинении вреда здоровью адептам от участия в деятельности в религиозной организации.
Юнацкевич П.И. (1996-1999) установил, что вовлеченность лиц с психическими расстройствами в деятельность традиционных и новых  религиозных культов оказывает негативное влияние на социализацию человека. Он теряет свою субъективность, становится объектом манипуляций третьих лиц, использующих религиозные организации для личных корыстных целей. У адептов пропадает критика к представителям культа, что позволяет последним использовать больных в качестве бесплатной рабочей силы или ресурса для обеспечения собственного паразитизма.
Мотивации присоединения к деятельности традиционных и современных религиозных неокультов способствует утрата личностью уверенности в себе, являющейся проекцией утраты доверия к обществу и государству из-за совершенных безнравственных поступков. Ожидая наказание общества и государства, вредитель пытается найти убежище в религиозной организации, попав в которую у него и формируют компульсивные действия, зависимость от культа, которая в большей степени условна, поверхностна. Юнацкевич П.И. так описывает эту ситуацию: «верующий – это напуганный атеист, а атеист, это еще не напуганный верующий».
Дезадаптивные методы воздействия на личность, использующиеся религиозными организациями и сектами в отношении своих адептов, приводят к нарушению у них социальной адаптации, утрате субъективности, формированию компульсивных действий и создают предпосылки для первичного развития или усугубления уже имеющихся психических и поведенческих расстройств. 
Психические нарушения у адептов религиозных конфессий и  современных религиозных культов тесно связаны с тем, что они причиняли вред другим людям, украли что-то, нарушили закон, сломали жизнь человеку и так далее. Поэтому для компенсации чувства тревоги, возникшей от осознания собственного безнравственного поведения, они впадают в психологическую зависимость к конкретному деятелю традиционной религиозной организации или секты.   Психические нарушения у адепта развиваются по мере участия в культовой деятельности.  Но нравственные дефекты личности адепта при этом не изменяются. Он по прежнему причиняет вред другим, затем совершает религиозные компульсивные действия, и снова причиняет вред другим, в том числе и себе.
Юнацкевич П.И. установил, что преморбидными чертами личности пациентов, вовлеченных в культы, являются: безнравственность, жадность, зависть, похотливость, сосредоточенность на личных переживаниях, повышенная внушаемость, тревожность в сочетании с зависимыми, шизоидными и ригидными чертами личности.
Социальные факторы, способствующие приобщению к культу: неравенство, вызванное разделением общества на сверхбогатых и бедных граждан; нравственный кризис, выразившийся в дисбалансе материальных и духовных ценностей и целей деятельности, утраты человека как универсальной ценности для другого человека, подмены ценности человека на деньги и власть; деструктивно-конфликтный тип поведения субъекта; нищета, бедность, дефицит образования; утрата доверия другим из-за того, что адепт причинил другим вред.
Мотивации присоединения к культу имеют психологический и психопатологический характер и существенно влияют на способность покинуть культ. Выходу из религиозной группы способствует наличие у граждан восстановления доверия к другим, участие в защите прав и свобод других людей, в социальной активности по восстановлению справедливости. Так можно уйти от зависимости культа.
Социальная терапия (помощь) адептам по Юнацкевичу П.И. основана на восстановлении качеств субъекта деятельности у человека посредством  обучения экоповедению (не вреди другим и себе), что приводит к снижению тревоги, появлению уверенности в себе и профилактики психических расстройств и суицидального поведения адептов.
Для развития экологии религии, по нашему мнению, необходимо:
формирование теоретических и технологических основ перехода к экоповедению адептов и экоуправлению религиозными организациями и сектами;
использование групповых экспертных и массовых оценок для выявления вредителей и мошенников, использующих культы;
исследование агрессивной религии денег (культа денег, «Золотого тельца) и формирование рекомендаций по защите граждан и власти от данного культа; 
внедрение экоповедения и экоуправления в деятельность религиозных организаций и их адептов;
индексирование религиозных деятелей по параметру социального паразитизма, вреда или угроз другим людям.
Перспективно также и экологическое образование и просвещение членов религиозных организаций. Основной задачей в этой области является повышение экологической культуры личного поведения верующих (не вредите другим и себе), образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний, обеспечивающих влияние на собственную жизнедеятельность и минимизацию социального паразитизма, препятствующего личному и общественному благополучию.
Развитие гражданского общества является условием экологии религии.
Основной задачей в этой области является внедрение экоповеденя и экоуправления в деятельность религиозных организаций и их адептов.
Для этого необходима разработка предложений  и рекомендаций для адептов по участию в дискурсивно-оценочных практиках,  позволяющих гражданам влиять на изменение социально-значимых решений вплоть до блокирования и запрета.
 
Вывод: автор статьи с учетом пожеланий может быть представлен на присуждение ему научного звания профессора Института философии Академии экосоциальных технологий и присвоения статуса академика Академии экосоциальных технологий.
 
 
Директор Института философии 
кандидат исторических наук
профессор Института нравственности
академик Академии экосоциальных технологий
Матвейчук Е.Ф.
 
 
 
 
Ученый секретарь
Магистр философии афтепостмодерна
Меркулов А.М.
 
 
Наш контакт: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 

 

© 2021 Институт нравственной культуры.

^ Наверх